Высокие показатели оборачиваемости задолженности и стабильный рост выручки являются сильными сторонами компаний, работающих в единой операционной цепочке «Нафтатранс плюс». Текущие долговые обязательства полностью покрываются ликвидными активами, а срок возврата дебиторской задолженности не превышает срока выплаты кредиторам, что снижает риск просрочек платежей. В I квартале компании существенно нарастили рентабельность, благодаря сложившейся конъюнктуре на нефтяном рынке.
Основные положения ежеквартального финансового анализа:
- Существенный доход приносит нефтетрейдинг, зависимость от которого постепенно снижается диверсификацией в направление транспортных услуг и партнерской сети АЗС.
- Компании работают в СФО и Московской области. Количество клиентов превышает 700 юридических лиц.
- Финансовое состояние оценивается как удовлетворительное в силу большой доли заемного капитала в активах. При этом бизнес устойчиво растет, показатели долговой нагрузки на приемлемом уровне: доля долга в выручке — 18%, отношение долга к EBITDA — 3,2х.
- Все обязательства компаний обеспечены активами. Чистые активы на конец 1-го кв. 2019 г. составили 511 млн руб.
- Выручка компаний-партнеров «Нафтатранс плюс» по итогам 2018 г. достигла 10 млрд руб., в 1 кв. 2019 г. – 2,4 млрд руб. Валовая рентабельность выросла почти до 11%, вслед за ней увеличилась и операционная рентабельность.
- «Нафтатранс плюс» вышел на публичный долговой рынок в 2017 году, разместив коммерческие облигации. В 2019 году компания профинансировала закуп нефтепродуктов за счет биржевых облигаций.
- Ключевые направления стратегии – рост транспортного направления и развитие сети АЗС.
В заключение на несколько самых актуальных вопросов ответил генеральный директор ООО ТК «Нафтатранс плюс» Игорь Головня.
— Как связаны указанные операционные компании нефтетрейдингового, транспортного направления и АЗС?
— Это партнерские компании, вместе с которыми «Нафтатранс плюс» формирует эффективную операционную цепочку, осуществляя закуп, транспортировку и реализацию ГСМ.
Вместе с тем, это отдельные организации, которые оказывают существенный объем услуг и другим компаниям. Например, ключевыми клиентами у транспортного партнера являются «Татнефть» и «Лукойл». Кроме того, компания занимается перевозками молочной продукции.
Другой партнер управляет сетью АЗС в Новосибирске под собственным брендом «Энергия», а также заправками «Лукойл» и Shell по франшизе. Он выступает поручителем по выпуску биржевых облигаций.
— Почему такая низкая рентабельность, за счет чего планируется вернуть заем?
— Эмитент работает на рынке нефтетрейдинга, ключевой особенностью которого является емкость и оборачиваемость. Каждый нефтетрейдер получает невысокую маржу, но на коротком интервале времени в итоге по году это позволяет заработать прибыль на вложенный капитал.
Основной гарантией для инвесторов является высокая ликвидность запасов и возможность погасить все обязательства в течение 60-90 дней.
— Но как же постоянный рост стоимости топлива? Аналитики говорят об убыточности независимых АЗС.
— Рост цен на ГСМ отражается только на требуемом более большом объеме оборотного капитала, маржа остается прежней. Чаще всего нефтетрейдеры работают по факту платежа, отсрочки предоставляются только в рамках госконтрактов крупнейшим надежным клиентам с фиксированной наценкой к рыночной цене, формируемой на бирже.
Как и на рынке нефтетрейдинга, для АЗС важнее объемы продаж (т. н. прокачки). В целом средняя АЗС показывает достаточную прибыль. Посчитайте сами. При текущей рыночной цене 48 500 рублей за 1 тонну АИ-92, стоимость с учетом хранения и доставки до АЗС составит около 50 000 рублей. При этом текущая цена за 1 литр составляет 41,6 рубль. Переведем литры в тонны и учтем, что плотность ГСМ составляет около 0,76. Таким образом, с 1 тонны купленного топлива АЗС может заработать более 4,5 тысяч рублей или 9%.
Конечно, удаленные от нефтебазы заправки или АЗС с небольшой прокачкой могут иметь отрицательную рентабельность, но в целом независимые сети в случае их эффективного расположения зарабатывают прибыль даже в текущей сложной ситуации. Проблемы испытывают скорее федеральные игроки, сеть АЗС которых не оптимизирована, но у них есть возможность перераспределять прибыль по цепочке до самой добычи.