Жители страны готовы перейти на экологичную упаковку, а бизнес — нет

Полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, ушные палочки, влажные салфетки… Все эти предметы повседневного использования нужно немедленно запретить. С таким предложением выступила организация «Гринпис», направившая соответствующее письмо в Минприроды РФ. Обоснование — пластиковые изделия наносят непоправимый вред экологии и всему живому. Опасность пластмасс сомнению не подвергается: они не разлагаются в природе, выделяют токсины, попадая в организмы животных и людей. Однако тотальным запретом делу не поможешь, уверены эксперты. Наоборот, можно сделать только хуже. «МК» разобрался, почему России так сложно избавиться от смертоносного пластика.

Ноль отходов

Экоактивистка Дарья уже несколько лет ведет образ жизни zero waste, что означает «ноль отходов». Она ходит в магазины со своей сумкой, набирает развесные продукты в тканевые мешочки, носит воду в стеклянной бутылке, просит наливать кофе в собственный многоразовый стакан, использует сделанные из бамбука или многослойного картона средства гигиены, кипятит губки для мытья посуды, чтобы менять их как можно реже.

«В России вести такой образ жизни очень сложно. Продавцы в супермаркетах посмеиваются над моими мешочками. Предметы без использования пластика трудно найти в продаже. Плюс я прекрасно понимаю, что мои усилия — это капля в море. Просто верю, что другие когда-нибудь тоже поймут, как страдает планета, и будут сокращать неосознанное потребление», — делится переживаниями наша героиня.

По ее словам, в Европе идеи zero waste разделяют многие. Существуют даже магазины, основанные на философии осознанного потребления, куда продукты даже поставляются в бумажной упаковке.

Еще меньше пластика в Европе станет с 2021 года. Европарламент принял резолюцию, запрещающую некоторые виды пластика на территории ЕС. В черный список попадут полиэтиленовые пакеты, пластиковая посуда, трубочки для напитков, ватные палочки. С того же года аналогичный запрет будет действовать и на всей территории Канады. Ранее ограничения уже ввели некоторые провинции этой страны. Единодушная борьба западных государств с пластиком, вероятно, дала карт-бланш «Гринпису» и всем радеющим за природу настоятельно рекомендовать не столь прогрессивным государствам отказаться от неэкологичных бытовых предметов.

Впрочем, в России и до «Гринписа» поднимали проблему пластикового следа, но она всегда быстро забывалась как второстепенная. Мол, у нас и так бед полно, мы же не зажравшаяся Европа, нам не до экологии. Судя по всему, в ближайшее время чиновники продолжат мыслить так же, но это, может быть, и к лучшему. Запрет бы не решил проблему. Опыт Европы и Канады к России впрямую не применим: в этих странах сначала озаботились предотвращением последствий и неудобств для граждан, позаботились о переходном периоде для бизнеса, а потому уже ввели запрет. У нас же, как правило, происходит все наоборот: сначала запрещаем, а потом разгребаем последствия.

Страшилок про пластик написано столько, что впору делать этот материал главным героем фильма ужасов. Вот, например, полиэтиленовые пакеты или трубочки для напитков: пользуемся мы ими несколько минут, а разлагаются они от 50 до 500 лет. Пока они не успели разложиться, их путают с едой животные и рыбы. Недавно около Филиппин выловили мертвого кита, в кишечнике которого обнаружили 40 кг пластика. А эти жуткие фотографии птиц, запутавшихся в пакетах, или скелета альбатроса, окутанного полиэтиленом?! В водоемах образуются огромные мусорные пятна. Одно такое есть в Тихом океане — и по площади оно равно трем Франциям.

Полиэтиленовый призрак капитализма

Для жителей России пластиковые пакеты, одноразовая посуда, средства гигиены типа палочек и влажных салфеток — это относительно недавно приобретенное благо цивилизации, которое совсем не воспринимается населением как ужасная ошибка человечества. Когда в Европе и США вовсю развивались супермаркеты, предоставляющие одноразовую упаковку, жители СССР ходили в гастрономы, сельпо и на рынки с авоськами. Появившиеся в 2000-х годах пакеты, которыми еще и можно набить пресловутый «пакет с пакетами» (он до сих пор есть почти в каждом доме), стали неким символом внезапно обрушившегося капитализма.

Вглядимся в статистику: сейчас среднестатистический россиян использует 181 пластиковый пакет в год. А в Ирландии, например, этот показатель равняется 18 штукам на жителя. В Европе давным-давно нет бесплатных полиэтиленовых пакетов, их заменили платные биоразлагаемые или бумажные аналоги. Пластиковые стаканы — тоже редкость, их заменили бумажные. Готовая еда продается в картонной упаковке, а не пластиковой.

К настоящему моменту более 40 стран уже отказались от пластиковых пакетов в пользу защиты окружающей среды. Причем первыми такой шаг сделали не представители прогрессивного Запада. В 2002 году запрет ввел Бангладеш, пережив из-за пластика ужасную трагедию. Отходы забили дренажные системы, и начались сильные наводнения. Вода затопила десятки тысяч домов — и погибли сотни людей.

Главный секрет популярности изделий из пластика — их дешевизна. Идешь в гипермаркет и не надо думать о том, куда упаковать продукты, — дадут бесплатный пакет. Организовываешь пикник на природе — за каких-то 20 рублей можно купить пачку одноразовых тарелок и вилок. Понимая это, для ограничения потребления пластика страны пошли путем экономического воздействия — взвинтили цены на полиэтилен и прочую вредоносную упаковку. Но были и другие способы. Например, в Дании ввели налог, регулирующий использование полиэтиленовых пакетов. В Великобритании действует штраф за использование одноразовых пакетов. Такие меры привели к резкому сокращению потребления пластика. Более сложным путем пошли в Швеции — там научились перерабатывать пластиковый мусор в энергию.

Справедливости ради отметим: Россия не так уж безнадежно отстает от европейцев в отторжении пакетного засилья. Крупные ретейлеры, которые могли себе позволить выдавать пакеты-майки бесплатно, отказались от этого несколько лет назад. Некоторые торговые сети перешли на биоразлагаемые пакеты и продают их за приличную сумму — 6–9 рублей за штуку. Единственное, что осталось неизменным и бесплатным, — одноразовые полиэтиленовые пакеты для продуктов на развес.

Но нужно понимать: если для потребителя такие пакеты бесплатны, то сети их закупают у производителей. По оценкам участников рынка, в 2018 году в России изготовили почти 42 млрд мешков и одноразовых пакетов. Это огромный бизнес, так же как и производство одноразовой посуды, палочек, салфеток, трубочек.

Пластик — это продукт переработки нефти, а нефти у нас в стране, как известно, хоть залейся. На дешевом неперерабатываемом пластике зарабатывают нефтехимические компании, и не похоже, что они захотят перекрыть эту «золотую жилу».

Не так давно в Россию приезжал австралийский миллиардер и меценат Эндрю Форрест. Он ездит по странам и доказывает бизнесу, что производство перерабатываемого пластика тоже может приносить прибыль. Он подсчитал, что суммарный годовой оборот индустрии по переработке пластика составит $20 млрд. При этом для потребителя стоимость упаковки из разлагаемого материала будет лишь на 1–2 рубля дороже, чем из экологически вредного. Но есть и сложности: такой мусор нужно сортировать и выкидывать вместе с подобными отходами, чтобы бизнес получал доход и от вторичного сырья.

В России с сортировкой и переработкой отходов пока не ладится: мусорная реформа хоть и заработала с 2019 года, но мусор в баках все равно перемешан, а у людей не сформировалась культура раздельного сбора.

Непобедимая пластмасса

В России не сформировался единый подход к решению пластиковой проблемы. Например, в курирующем мусорную реформу Российском экологическом операторе (РЭО) считают, что целью государства должен стать не запрет, а сокращение количества неперерабатываемого мусора. По словам заместителя генерального директора РЭО Вячеслава Духина, сначала нужно создать инфраструктуру для переработки пластика и развивать производство альтернатив для потребителей.

Глава Комитета по экологии и природным ресурсам Госдумы Владимир Бурматов также обращает внимание на то, что прежде чем отказываться от пластика, необходимо создать альтернативные виды упаковки и тары. Но для этого нужно сделать практически невозможное: привести стоимость бумажного пакета к стоимости пластикового пакета. Сейчас первый в несколько раз дороже.

Правда, у биоразлагаемых и бумажных пакетов есть свои противники. Опыты показывают, что в реальных условиях брошенные на землю биоразлагаемые пакеты разлагаются тоже очень плохо. Для их переработки нужна отдельная инфраструктура. Что касается бумажных пакетов, то с разложением проблем нет, чего не скажешь о производстве. На производство бумаги тратится очень много воды и энергии, не говоря уж о необходимости вырубать деревья, что тоже наносит вред экологии.

Другие эксперты и вовсе не верят в скорый отказ от пластика. «Процесс отказа от пластиковых пакетов пока что выглядит нереальным: упаковочный пластик используется повсеместно и чем его заменить — пока непонятно. Тем более что его использование прописано в ГОСТах на пищевую продукцию, причем в стандартах указана упаковка, ее состав для каждого продукта. Поэтому стоит учитывать значительные потери, которые могут понести все стороны: производители упаковки и отрасли, где используется полимер, а это и пищевое производство, и розничные сети, и производства, использующие, например, пленку. Но, если это и произойдет, то, скорее всего, процесс отказа от полимера затянется на долгие годы и обязательно будет сопровождаться переходным периодом, когда будет выделено значительное время на адаптацию. В недалеком будущем отказ если и возможен, то только от пластиковых пакетов», — говорит директор Центра по сертификации продукции «Тестпродукт» Дмитрий Червяков.

Однако уже сейчас россияне могут приучать себя к сокращению потребления пластика, как это делает наша героиня Дарья и многие другие. Сейчас это даже модно — вести экологичный образ жизни. В мегаполисах появились некоммерческие проекты, которые помогают жителям городов и организациям в вывозе сортированного мусора.

«В связи с тем что пластик в России имеет очень низкую цену, сократить его производство в ближайшие годы будет крайне проблематично, так же как и организовать его сбор. Я считаю, что в текущей ситуации можно рассмотреть возможность внедрения технологий, позволяющих уменьшить количество сырья, необходимого для производства тары. В европейских странах даже пластиковые бутылки, в которых продается питьевая вода, имеют гораздо меньший вес и тонкие стенки по сравнению с бутылками, производящимися в России», — рассказывает основатель социального экопроекта Филипп Жлоба.

Эксперт считает, что осуществление сбора пластика у населения — тоже процесс достаточно трудоемкий и невыгодный ввиду его низкой стоимости. Поэтому инициативу по осуществлению этой деятельности лучше взять государству на себя. «У предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой пластика, как правило, нет ресурсов на реализацию сортировки пластиковых отходов. Поэтому все трудности, связанные с разделением типов пластика, ложатся на плечи самих граждан, желающих внести свой вклад в сохранение природных ресурсов. К сожалению, таких активистов еще очень мало в России. Замена пластиковых пакетов на бумажные — вполне целесообразная инициатива. Как правило, для производства такой упаковки нет необходимости вырубать деревья. Крафтовые пакеты производятся из переработанной бумаги, что позволяет подарить ей вторую жизнь. При принятии коллективных мер в сборе макулатуры мы сможем спасти от нецелесообразной вырубки тысячи деревьев», — утверждает Жлоба.

Мы спросили у жителей Москвы, готовы ли они отказаться от одноразовых пакетов. Все опрошенные заявили, что при запрете одноразовых сумок из полиэтилена для покупок легко обойдутся бумажными и многоразовыми. А вот вопрос выбрасывания мусора наших собеседников озадачил: все привыкли к пакетам, которые завязал и выбросил в мусорку. Вытряхивать отходы, а затем каждый раз мыть ведро или уже использованный пакет никто не готов.

«Придется переходить на биоразлагаемые. Но как проверить, не обманул ли производитель и пакет в природе разложится?», — опасается одна из участниц опроса Светлана.

Сознательность граждан обнадеживает. Вот только когда за экологичную упаковку предложат платить рублем, эта самая сознательность может смениться скупым прагматизмом. И не потому, что нам не жалко черепашек с рыбками, отравляющихся пластиком. В стране с 20 миллионами бедных, у которых каждый рубль на счету, люди сами вынуждены выживать — и им явно не до заботы о природе.

 https://www.mk.ru/economics/2019/12/01/rossiyu-zadushili-polietilenom-komu-ne-vygoden-zapret-plastika.html




Источник