Стартует обязательная маркировка автошин, духов и фотокамер. Специальный чип защитит покупателей от подделок.
Денис Мантуров, глава Минпромторга о введении обязательной маркировки: «На следующих этапах маркировка может привести к снижению цен для потребителей на 5-10 процентов». Фото: «РГ»
Многие не понимают, зачем нужна маркировка. Истина лежит на поверхности: контрафакт наносит не только экономический ущерб, а может серьезно навредить потребителю. Изготовленные непонятно из чего духи могут вызвать аллергию, «серые» штаны разойтись по швам в самый неудобный момент, а автомобильные шины лопнуть на трассе на высокой скорости и тогда дело закончится совсем плачевно. Чтобы избежать этого, наносить специальные коды с 1 декабря начнут на автошины и покрышки, постельное, столовое и кухонное белье, фотокамеры и фотовспышки, духи и туалетную воду, предметы одежды, включая блузки, пальто, накидки, плащи, куртки и т.д.
Точно оценить объемы нелегального оборота можно не всегда из-за сложной структуры нарушений требований закона, сообщил «РГ» министр промышленности и торговли Денис Мантуров: «Общая доля незаконного оборота в легпроме (незаконно произведенных и ввезенных товаров) в розничном звене оценивалась Росстатом в 2017 году на уровне 22,8%, а в 2018 году — 16,2%».
Непростая ситуация и на рынке шин. В 2017 году, когда только формировался перечень товаров, которые будут маркироваться, в минпромторг поступали обращения крупных отечественных производителей, которые заявляли о наличии незаконного оборота в их отрасли, распространенности «серых» и «черных» схем импорта, отметил Денис Мантуров.
Уникальные коды наносят на каждую единицу товара на производстве. Затем и производители, и продавцы подключаются к единой системе мониторинга и передают в нее данные о движении товара. Такая прослеживаемость позволяет исключить фальсификат и контрафакт.
После маркировки рынок шуб вырос на 700%, а раньше доходы этих продавцов проплывали мимо налоговиков
До внедрения обязательной маркировки прошли добровольные эксперименты. По их итогам совместно с участниками рынка и ведомствами подготовлены методические рекомендации проведения эксперимента, которые учитывают все ключевые особенности товарооборота и сложившиеся отраслевые бизнес-процессы по рассматриваемым группам товаров.
«На основании утвержденных методических рекомендаций были подготовлены проекты постановлений правительства, утверждающие правила маркировки рассматриваемых товаров. Данные проекты уже внесены в правительство», — пояснил Денис Мантуров. Добровольные эксперименты позволяют определить вид средства идентификации для маркировки товара, настроить технические и бизнес-процессы, принять участие в формировании нормативно-правовой базы, добавил он.
После проведения эксперимента уже в обязательном порядке маркируются шубы, табачные изделия, обувь, лекарства по программе высокозатратных нозологий. К примеру, рынок шуб вырос в первый год маркировки на 700% за счет обеления, а нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов после введения системы маркировки и прослеживаемости сократился в 10 раз (по данным BIOCAD), отмечает глава минпромторга.
«Ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, не произошло роста цен, снижения ассортимента или опустения полок, не зафиксировано проблем как крупного, так и малого и среднего бизнеса. На следующих этапах для потребителей маркировка может привести к снижению цен на 5-10%», — говорит Денис Мантуров.
В целесообразности внедрения маркировки убеждены и производители промтоваров. «Маркировка создает условия для легализации рынка текстильной и легкой промышленности для выхода из тени цеховиков», — говорит президент Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров.
Не секрет, что в России существует «черный рынок» текстиля. Товар изготавливают из нелегального сырья, которое ввозится в страну под другими кодами номенклатуры, например, ткани под видом ниток, готовая одежда под видом тканей. Так поставщики могут сэкономить на таможне до 30% платежей. В целом от маркировки отрасль выиграет, считает Ильдаров.
«Пусть одно изделие подорожает на 10 рублей, но при этом будут созданы дополнительные условия для увеличения товарооборота этого же изделия в сотни раз за счет вытеснения нелегальных производителей», — убежден он.
В парфюмерной отрасли ситуация иная. Доля фальсификата, по официальным данным, не превышает 1%, рассказывает «РГ» исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский. К тому же российские производители парфюмерной продукции уже зарегистрированы в ЕГАИС — системе по учету оборота спирта и спиртосодержащей продукции.
В ассоциации предлагают интегрировать системы, это помогло бы снизить затраты на внедрение маркировки. Кроме того, необходимо также включить в систему маркировки функцию проверки организаций, которым выдаются коды.
Сейчас получить их могут также предприниматели, которые поставляют контрафактную продукцию, так что нужна ответственность оператора системы на этапе выдачи кодов, считает Бобровский. «Мы надеемся, что государственные органы пропишут в законодательстве такой фильтр», — говорит он.
rg.ru