В середине прошлого года Еврокомиссия опубликовала «Водородную стратегию для климатически нейтральной Европы». По мнению Брюсселя, именно первый номер таблицы Менделеева вкупе с возобновляемыми источниками энергии должен позволить Старому свету свести к нулю углеродный след и, как следствие, минимизировать загрязнение окружающей среды. Уже к 2030 году генерирующая мощность электролизеров, построенных в границах ЕС, должна составить не менее 40 гигаватт (менее 4% от общей установленной мощности в 2018 году). Ровно столько же планируется импортировать, в том числе из нашей страны.

По мнению ряда аналитиков, Россия просто обязана вскочить на подножку уходящего поезда, и создать технологические линии для экспорта самого лёгкого в природе газа. Ведь, как считают сторонники зелёной энергетики, углеводороды вскоре станут никому не нужны. И если срочно не переориентироваться на Н2, то наша национальная экономика, во многом зависящая от нефтегазовых доходов, окажется в глубоком упадке.

Существует и другое мнение. Эксперты, не понаслышке знакомые с методиками производства водорода, напоминают, что любой из доступных способов (будь то получение из метана или путём электролиза) слишком дорог для того чтобы всерьёз делать на него ставку в качестве ресурса глобальной энергетики. Предприятия и население в таком случае попросту разорятся, оплачивая счета за электричество. Кроме того, не вполне понятно, каким образом хранить и, главное, транспортировать этот взрывоопасный газ. Существующая система трубопроводов, например, для этого не годится. В отличие от метана чрезвычайно активный Н2 попросту разрушит её, нанеся основные удары в местах сварных швов.

В мире сегодня потребляется примерно 85 млн тонн водорода. В то же время необходимо понимать, что спрос на него обеспечивают вовсе не энергетики и не транспорт, а нефтеперерабатывающая и химическая отрасли. Машины, автобусы и поезда, работающие на H2, конечно, существуют, но лишь в качестве экспериментальных образцов. О внедрении этих моделей в промышленных масштабах речи не идёт – это тоже очень дорогое удовольствие.

Впрочем, локальные проекты имеют право на жизнь. Например, в России сегодня разрабатывается программа по созданию поездов, работающих на топливных водородных элементах. Они могут оказаться востребованными вместо тепловозов с дизельными двигателями в тех местах, где отсутствует необходимая для передачи электричества инфраструктура.




Источник