В демонстративном уводе с российского авторынка марок Opel и Chevrolet, объявленном американской General Motors, при ближайшем рассмотрении прослеживаются совсем не экономические причины.
После того, как на лентах информагентств появились сообщения типа «Opel и Chevrolet уходят из России», многие в автомобильной и смежных с ней отраслях российской экономики подумали, что это событие может стать первой ласточкой массового исхода автопроизводителей. Но представительства большинства из них немедленно распространили сообщения для СМИ в том духе, что они – пока еще из ума не выжили и ставить крест на авторынке России не собираются.
Повеселил Ford, заявив, что с удовольствием заберет под свое крыло ставшую вдруг не очень нужной американской General Motors дилерскую сеть. А это, для справки, около двухсот автоцентров по всей стране, между прочим! Официальная причина ухода марок Opel и Chevrolet – их слишком высокая рыночная цена. Мол, низкий уровень локализации на сборочном заводе GM под Питером не позволяет предлагать конкурентные цены на машины этих марок российским покупателем. Поэтому Opel и Chevrolet из России уйдут. Тут останется лишь также принадлежащий General Motors бренд Cadillac, да самые дорогие модели Chevrolet – масл-кары Corvette, Camaro и здоровенный внедорожник Tahoe. Завод в Ленинградской области подлежит консервации, а дилерами скажут «bye-bye».
С дилерами и заводами, ведущими в России контрактную сборку машин для GM, американцы поступили, прямо скажем, по-свински. О решении компании «самовыпилиться» с российского рынка большинство из них узнали из СМИ! Для контраста можно вспомнить историю ухода марки GM с европейского рынка. Тамошних дилеров американцы уведомили о своих планах чуть ли не за три года. На первый взгляд, версия экономических причин вывода марок Opel и Chevrolet с российского рынка выглядит достаточно правдоподобно. Но только до того момента, пока не попробуешь «посчитать чужие деньги». Известно, что на операцию по сворачиванию бизнеса в России General Motors планирует потратить около $600 млн. Их пустят на организацию распродажи остатков машин, переформатирование дилерской сети, разрыв контрактов и соглашений, а также на компенсации увольняемым сотрудникам. Только на возмещение дилерам затрат по созданию фирменных автосалонов запасено порядка $60 млн. – по неофициальным данным, разумеется.