Компания «Байкал-Инжиниринг» завершила изготовление образца планера легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий (ЛМС-901 «Байкал»). В рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации также была выполнена разработка эскизно-технического проекта и рабочей документации. Работы по изготовлению образца проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета).
Важными условиями проекта являлись применение отечественных комплектующих и агрегатов, высокая ремонтопригодность в местных условиях, экономичность, быстрая интеграция в существующие транспортные системы. Созданный российскими конструкторами и инженерами самолет безопасен, доступен и универсален. Его экономические показатели существенно лучше, чем у зарубежных конкурентов. Цена на 30-50%, а себестоимость летного часа — более чем в два раза ниже.
«Опытный образец ЛМС-901 «Байкал» будет продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне в июле. Начало его испытаний запланировано на конец этого года. Девятиместный самолет «Байкал» должен заменить на местных авиалиниях АН-2 и содействовать улучшению транспортной доступности в российских регионах, в том числе, поступив во флот создаваемой Дальневосточной авиакомпании», — отметил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Ключевые параметры были определены в соответствии с требованиями региональных авиакомпаний: две тонны полезной нагрузки, дальность полета — 1500 км, крейсерская скорость — 300 км/ч, взлет с грунтовых полос с 250 метров.
Аванпроект данного самолета предварительно прошел экспертизу в профильных научно-исследовательских институтах авиационной отрасли: Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ). Проверка подтвердила высокие значения аэродинамического качества, правильность выбранной схемы самолёта и оптимальное соотношение эксплуатационных показателей. Проектирование и изготовление взлетно-посадочных устройств осуществляет НПАО «Гидромаш».
Создание самолета выполнялось в тесной кооперации с «Московским авиационным институтом» (национальным исследовательским университетом). Инженеры и научные сотрудники, преподаватели и студенты вуза активно участвовали в разработке РКД, создании математических моделей, проведении натурных экспериментов, изготовлении опытного образца планера. Конструкторское бюро ОСКБЭС МАИ имеет сертификат Разработчика и 55 летний опыт в проектировании и производстве легкой и сверхлегкой авиационной техники. Им были спроектированы и выпущены такие самолеты как «Квант» «Авиатика-МАИ-890», «МАИ-223», «Авиатика-МАИ-900 «Акробат», «МАИ-411» и другие.
Важно, что не менее 15% объёма работ должны были быть выполнены малыми предприятиями, работающими в инновационной сфере. Поэтому к работе над проектом привлекались такие малые инновационные компании как «АвиаЛтд» (г. Нижний Новгород), «Промсервис» (г.Истра), сотрудники которых обладают требуемым опытом и высокой квалификацией. Также к проекту привлечены ведущие специалисты в области разработки отечественного бортового радиоэлектронного оборудования и других самолётных систем.
«Фактически на базе «Байкал-инжиниринга» совместно с МАИ, ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и целой группой авиационных предприятий складывается центр компетенций по развитию малой авиации в России. Мы стремимся интегрировать в этот процесс все коллективы, обладающие компетенциями в данном направлении», — отметил главный конструктор ЛМС-901 «Байкал» Вадим Дёмин.
Минромторг РФ