Одна из крупнейших компаний на рынке минеральных удобрений в Российской Федерации и СНГ «Уралхим» создал в Усть-Луге (Кингисеппский район Ленобласти) свою транспортную компанию. Появление новой структуры региональные СМИ связали с планами по переносу портовых мощностей из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу. Однако в «Уралхиме» эту информацию пока не подтвердили. Новый игрок в Усть-Луге По данным системы СПАРК, компания «Уралкалий-Транс» была зарегистрирована в сентябре 2021 года, её уставный капитал составляет 500 тыс. рублей, основной вид деятельности — транспортная обработка грузов. Впрочем, в ОКВЭД значится также хранение и складирование, железнодорожные и морские грузовые перевозки, строительно-монтажные работы, а также строительство (жилья, водных сооружений, мостов, тоннелей и т.д.). Главный учредитель компании с 99% акций является АО «Балтийский балкерный терминал» (его генеральный директорМарк Цветков возглавил новое предприятие), 1% принадлежит ООО «Сильвинит-Транспорт», которая специализируется на финансовой аренде (лизинге). Конечным бенефициаром обоих является ПАО «Объединенная химическая компания «Уралхим» миллиардера Дмитрия Мазепина, один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. По данным Российской ассоциации производителей удобрений, в 2020 году на «Уралхим» пришлось 14,7% рынка (на первом месте «Фосагро» — 24%, на втором — «Еврохим» — 17,9%; оба игрока так же, как «Уралхим» строят собственные терминалы по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга). До сих пор «Уралхим» был представлен только в Большом порту Санкт-Петербург — «Балтийский балкерный терминал» владеет универсальным перегрузочным комплексом по перевалке минеральных удобрений из железнодорожных вагонов на морские суда в Угольной гавани порта. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2020 году терминал обработал 10% всего грузооборота порта (всего 6,4 млн т). Издание 47news предположило, что «Уралхим» станет первым исполнителем мегапроекта редевелопмента городского порта, предложенного этой весной главой «Трансмашхолдинга» Андреем Бокаревым.
Однако главный редактор портала «Морской Петербург» Виктор Цукер сомневается в том, что процесс уже начался. В разговоре с РБК Петербург он отметил: «Если бы пошел процесс, любые движения компаний предварили бы заявления властей. Здесь речь идет исключительно о развитии логистических цепей поставок. Каждая компания, занимающаяся минеральными удобрениями, имеет огромное количество терминалов в российских и зарубежных портах. Они динамично развиваются, к тому же у нас не хватает специализированных терминалов по определенным видам минеральных удобрений». Долгожданный перевод О планах по переносу портовых мощностей из Петербурга в Усть-Лугу стивидоры говорят уже два года. Еще в 2019 году генеральный директор компании «Ультрамар», крупного оператора стивидорных услуг при погрузке минеральных удобрений на морские суда в порту Усть-Луга, Андрей Бонч-Бруевич заявлял, что с 2022 года порт станет новым центром перевалки российских удобрений на Балтике. Тогда же, в 2019 году, «Уралхим» и «Ультрамар» на Петербургском международном экономическом форуме заключили договоры на перевалку и аренду складов в Усть-Луге. Глава «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов, комментируя соглашение, отметил: «После завершения строительства и получения всех необходимых разрешений к концу 2021 года общий дополнительный объем перевалки грузов компании «Уралхим» в отечественных портах может составить до 2 млн т в год. При этом будет достигнута дополнительная эффективность логистических операций при перевалке наших внешнеторговых грузов». Бонч-Бруевич, в свою очередь, подчеркнул, что создание многофункционального терминала позволит «создать торговые преимущества экспорта через глубоководный порт, в том числе за счет укрупнения судовых партий как собственного товара, так и в комбинации с товарами других производителей».
«Укрупнение партий может привести к экономии на фрахте и, соответственно, к улучшению конкурентоспособности экспортируемых товаров», — добавил глава «Ультрамар». Общие мощности будущего терминала в Усть-Луге вместе с участием «Уралкалия», по оценке Бонч-Бруевича, могут достигать 15 млн тонн в год. Как отметил Виктор Цукер, сейчас порт Усть-Луга уже близок к достижению пределов по грузообороту: «В любом случае порт Усть-Луга играет огромную роль, там уже переваливают больше грузов, нежели в порту Санкт-Петербург (по итогам 2020 года почти в 2 раза — ред.). Другое дело, что теперь там возможны изменения в конфигурации порта, но существенных наращиваний грузооборота уже не будет, потому что в своих основных границах он уже освоен стивидорными компаниями. Существенный рост грузооборота возможен, если будет решение нарезать дополнительные участки и увеличить территорию порта».