В России могут появиться биосовместимые полимеры на основе «умного» материала (полиэпсилонкапролактона, ПЭКЛ), который запоминает форму. Такие полимеры востребованы в биомедицинских целях. Над технологией создания работает международный коллектив ученых, в составе которого специалисты подведомственного Минобрнауки России Уральского федерального университета (УрФУ), сообщается в пресс-релизе Минобрнауки.

Полимерные материалы на основе полиэпсилонкапролактона используют в хирургии, клеточной инженерии, регенеративной медицине. Из них можно изготавливать устройства для малоинвазивных хирургических операций (с минимальными разрезами), самозатягивающиеся хирургические нити и так далее. Описание материала опубликовано в The Journal of Physical Chemistry B.

«Особенностью полимеров с памятью формы является возможность восстановить изначальную форму при изменении температуры. Выглядит это следующим образом: изготавливается полимерное изделие с некоторой „запрограммированной“ формой. Затем это изделие деформируется произвольным образом, например, растягивается или сворачивается, как хирургическая нить. При нагреве до определенной температуры в полимере активируется механизм памяти, заложенный на молекулярном уровне, и изделие восстанавливает изначально заданную форму», — рассказывает руководитель лаборатории моделирования многофазных физико-биологических сред УрФУ Илья Стародумов.

Производством полиэпсилонкапролактона занимаются несколько крупных мировых центров, вокруг которых выстраивается инженерно-химическая промышленность по производству изделий из данного сырья. Однако в России производство материала развито мало. Ученые отмечают, что исследования могут повысить интерес к разработке таких полимеров в целом и конкретных изделий из них в частности.

Подход уральских исследователей основан на моделировании. Они создали компьютерную модель молекулярной структуры полимера, которая улучшила характеристики материала и технологию его изготовления на молекулярном уровне.

«Наша часть работы заключается в том, чтобы виртуально воспроизвести полимеризацию на молекулярном уровне. Это необходимо для того, чтобы в деталях изучить процесс „сшивания“ отдельных макромономеров в полимерную сеть. Таким образом, мы исследуем технологический процесс создания полимера на уровне отдельных молекул», — поясняет Илья Стародумов.

По словам ученого, при создании компьютерной молекулярной модели важно точно подобрать так называемое силовое поле — набор силовых характеристик атомов, определяющих то, как они взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Если представить, что атомы в молекуле соединены пружинками, то силовые поля — это их характеристики. Задача научного коллектива — сравнить альтернативные силовые поля в применении к молекулам и выбрать наилучшее из них.

«Правильно подобранное силовое поле позволило нам определить, что данный материал обладает характерными качествами полукристаллического полимера с подходящими для будущих изделий термодинамическими характеристиками. Изначально мы полагали, что биополимеры можно моделировать с помощью силового поля OPLS, широко применяющегося для описания белковых цепочек. Сопоставляя разработанную OPLS-модель с моделью, использующей более традиционное для таких задач силовое поле, а также с экспериментальными данными, нам удалось подтвердить гипотезу», — добавляет руководитель лаборатории моделирования многофазных физико-биологических сред УрФУ.

В итоге модель уральских физиков позволяет объяснять характеристики полимеров в разных условиях, а также предсказывать свойства материала при изменении технологии синтеза или во взаимодействии с биологическими средами.

Ученые планируют продолжить работу по развитию молекулярных моделей. Следующим этапом исследований станет моделирование характеристик уже «сшитой» полимерной сети.




Источник