Хромомолибденовые стали перлитного класса широко используются в различных областях хозяйства: химической промышленности, энергетике и нефтегазовой добыче. Однако для этих материалов характерна сравнительно высокая температура хрупко вязкого перехода, ниже которой стали становятся хрупкими. Повышение прочностных характеристик материалов с помощью легирующих добавок приводит к удорожанию сплавов и ограничивает возможности их применения.
Команда учёных НИИ материаловедения и инновационных технологий НИУ «БелГУ» предложила решение этой проблемы, разработав способ обработки сталей, который обеспечивает высокие прочностные характеристики материала при низких температурах. Запатентованный способ термомеханической обработки хромомолибденовой стали перлитного класса предполагает предварительный и окончательный этап. Предварительная обработка включает нагрев и выдержку заготовки в течение 1 часа в аустенитной области, однократную прокатку при этой же температуре с обжатием 20% с последующей закалкой в воде. Окончательная обработка включает отпуск в течение 1 часа при температуре 550-650°С и прокатку до истинной степени деформации не менее 1,4 при температуре отпуска.
По словам директора НИИ материаловедения и инновационных технологий, доктора физико-математических наук Рустама Кайбышева, разработанный способ обеспечивает получение полосовой структуры в хромомолибденовой стали, что в свою очередь даёт повышение прочностных свойств, а также значений ударной вязкости при отрицательных температурах.
— Полученные нами опытные образцы обладают перспективными характеристиками – уровнем прочности более 1200 МПа и ударной вязкости при пониженных до -90°С температурах (KCV более 150 Дж/см2) в катаных полуфабрикатах хромомолибденовых сталей. При этом суммарное содержание легирующих компонентов не превышает 4%, что обеспечивает приемлемую стоимость материала» — рассказал о конкурентных преимуществах разработки Рустам Оскарович.
Изобретение учёных позволит получить адаптированные к природно-климатическим условиям Крайнего Севера материалы, что делает этот способ обработки сталей востребованным в области добычи, хранения и транспортировки газа и нефти на арктическом шельфе, а также для сооружений и конструкций различного назначения, эксплуатируемых в условиях низких температур.