Специалисты кредитно-рейтингового агентства «Национальный кредитный рейтинг» (НКР) дали свой прогноз экономического развития, согласно которому, в 2023 в экономике будет наблюдаться рост в пределах одного процента. Основным катализатором положительной динамики станут активные финансовые вложения и государственная поддержка сельского хозяйства и строительства.
Для большинства отраслей промышленности эксперты НКР назвали возможные пути развития и точки роста. Общей проблемой, с которой неизбежно столкнуться все отрасли, станет необходимость замены оборудования и комплектующих, что, повлияет на цены и услуги.
По мнению экспертов, перед российским автопромом открылись перспективы увеличения объемов производства и наращивание процента отечественных машин на внутреннем рынке. В данный момент большинство автомобилей российского производства оснащаются китайскими комплектующими. Специалисты НКР считают, что стоит усиливать разработку отечественных технологии и выпускать свои модели, что соответствует Государственной Стратегии развития автопрома.
В условиях санкций, в телекоммуникационной отрасли необходимо увеличить инвестирование в разработку и импортозамещение необходимого оснащения. В этом году можно ожидать увеличение стоимости на услуги операторов телефонной связи в пределах 10-15%. Повышение тарифных цен нивелируется расширенным списком предоставляемых услуг и объемом трафика, что, по мнению экспертов НКР, будет точкой роста сектора телекоммуникаций, поскольку существенного увеличения абонентов ожидать не стоит.
Электроэнергетическая отрасль с низкой долей вероятности ощутит влияние санкций, так как в большей степени ориентирована на российский рынок. Энергопотребление зависит от таких условий, как объемы промышленного производства, а также от востребованности транспортных перевозок. Если учесть необходимость экономики адаптироваться к сегодняшним реалиям, эксперты предсказывают положительную динамику энергопотребления в пределах 1-2%.
Сырьевая база энергетической отрасли представлена главными топливными ресурсами – газом и углем, запасов которых, при текущих добыче и потреблении, достаточно, чтобы обеспечить работу ТЭС на десятилетия вперед. Основной задачей отрасли является импортозамещение, а также техническое обслуживание оборудования.
По мнению НКР, в топливно-энергетическом комплексе в 2023 году ситуация сложнее. Основные трудности связаны с нефтегазовыми санкциями, которые усложнили логистику. Объемы экспортируемых нефти и нефтепродуктов удается сохранять, но, все еще открыта проблема поиска дополнительных и альтернативных каналов доставки и валюты, а также поиск технического оснащения и запчастей из дружественных стран.
Российские энергоресурсы продолжают борьбу со снижением цен. Эксперты прогнозируют незначительное сокращение дисконта. В бюджет РФ нефтегазовые вложения за прошедший период 2023 года на 50% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Эксперты считают, что стабильная мировая потребность и спрос на топливно-энергетические ресурсы играет на пользу сектора. Несмотря на то, что постепенно набирает обороты тренд на экологические виды топлива и декарбонизацию, спрос на уголь, нефть и газ снизится незначительно.
Анализируя транспортную отрасль, специалисты НКР выделили авиаперевозки, как наиболее пострадавший от международных санкций сегмент. По итогам 2022 года сумма убытков составила около 145 миллиардов рублей, что почти в 2 раза меньше, чем прогнозировалось изначально. Также, как и в 2022 году, Государство будет поддерживать авиаперевозки, как минимум на протяжении летнего сезона. Но, стоит ожидать сокращение числа рейсов и направлений для перелетов, а также, незначительный рост стоимости перелета — на 10%.
По мнению НКР, решение логистических вопросов по техническому обслуживанию иностранных бортов в дружественных странах и замена самолетов импортного производства и их комплектующих на отечественные, могут стать точкой роста для воздушного транспорта.
Для развития сухопутного транспорта перспективным направлением будет восточное. Доступность комплектующих также служит важным фактором, который обеспечит бесперебойность перевозки грузов.
В сфере строительства недвижимости, специалисты рейтингового агентства прогнозируют сокращение количества небольших компаний-застройщиков и девелоперов. Ожидаемой точкой роста может стать строительство при участии крупных застройщиков.
Санкционные ограничения стали причиной переориентации рынков сбыта и усложнили логистику для компаний по разработке и сбыту черной металлургии. Но, усложнение логистики и ее высокая стоимость компенсирует высокая рентабельность производства черных металлов.
НКР не дает однозначный прогноз в отношении восстановления объемов производства, так как, есть вероятность сокращения внутреннего спроса, вследствие снижения темпов строительных работ.
Состояние рынка цветной металлургии, эксперты описывают как более стабильное, но с аналогичными сложностями в логистике и оплате. К основным факторам риска для рынка относятся динамика цен, доступность рынков сбыта и баланс спроса и предложения. В России рынок цветной металлургии можно считать перенасыщенным, поэтому точкой роста в данной отрасли будет разработка экспортных направлений, для этого необходима господдержка.
Незначительное влияние санкции оказали на агропромышленный комплекс. Отток иностранных производителей сыграл положительную роль в сохранении прежних объемов производства и рентабельности. Эксперты считают, что замедлить развитие АПК может стать стагнация платежеспособности и увеличение себестоимости продукции.
Сельское хозяйство требует перемещение экспорта в ближневосточное направление и в Африку, также необходима господдержка в импортозамещении.
Пищевая промышленность оказалась в ситуации необходимости брендозамещения. Российские производители преступили к выпуску ингредиентов, для пищевого производства. Перспективным направлением отрасли в 2023 году является не только наращивание объемов производства, импортозамещение и увеличение ассортимента, а также производство и реализация готовой еды и полуфабрикатов.
В розничной торговле сохраняется стагнация платежеспособности, как следствие экономия средств населением, покупательская активность сместилась в более низкий ценовой сегмент. Более выгодные предложения в интернет-магазинах объясняются тем, что значительная доля ассортимента поставляется по принципу параллельного импорта.
По заключению рейтингового агентства, в 2023 году стимулом экономического роста послужит: стабилизация транспортных связей, увеличение мощностей производства и занятость населения.
Положительная динамика ожидается в таких направлениях, как сфера услуг, розничная торговля, автомобилестроение и транспортные перевозки, обрабатывающая промышленность, строительстве, особенно при наличии госзаказов.
К сдерживающим факторам эксперты отнесли: нестабильность перспектив развития бизнеса, ограничения экспорта/импорта, дефицит специалистов и рабочей силы.