Пилотный трамвай для линии «Славянка», разработанный компанией «ПК Транспортные системы», презентовали на Невском заводе электрического транспорта

1 сентября на Невском заводе электрического транспорта им. А.Ф. Пироцкого состоялась презентация юбилейного, 250-го «умного» трамвая для Санкт-Петербурга и первого трамвая для новой линии «Славянка». В этом мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ В.Г. Савельев, Министр транспорта РФ Р.В. Старовойт, Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов и председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский.

Для линии «Славянка» выбрали наиболее вместительную и инновационную модель — трёхсекционный двусторонний вагон 71-932 «Невский».

Генеральный директор «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин отметил, что трамвай «Невский» является флагманом российского трамваестроения. Он подчеркнул, что трамвай сочетает в себе комфорт, безопасность и надёжность, при этом выполнен в ультрасовременном дизайне, который включает фирменные цвета проекта.

Гендиректор ООО «БалтНедвижСервис» Дмитрий Панкратов добавил, что трамвай окрашен в бирюзовый и оранжевый цвета, символизирующие морскую стилистику и солнце. Такое оформление не только делает трамвай узнаваемым, но и подчеркивает высокое качество транспортных услуг, которые будут предоставляться на линии «Славянка».

Трамвай «Невский» отличается высокой вместимостью, позволяя перевозить до 205 пассажиров. Для удобства пассажиров в просторном салоне с панорамными окнами установлены система климат-контроля, USB-розетки и мультимедийные информационные панели. Благодаря низкому полу трамваем могут пользоваться маломобильные граждане. В салоне предусмотрена накопительная площадка для детских колясок и специальный кронштейн для велосипедов. У входных дверей есть зоны с подогревом, предотвращающие образование наледи в зимний период. Интерьер выполнен с применением алюминиевых сплавов, что снижает пожарную нагрузку.

Особое внимание уделено рабочим условиям водителя. Доступ в вагон осуществляется бесключевым способом с помощью магнитной карты. В кабине водителя установлены кондиционер и эргономичное кресло, а часто используемые кнопки удобно расположены на подлокотнике. Обновленный пульт управления отображает информацию о техническом состоянии трамвая и данные с видеокамер.

Для повышения безопасности трамвай оснащён бортовым контроллером, который при нештатных ситуациях автоматически инициирует торможение, предотвращая движение вагона. Совместно с системой автоматизированного управления трамвайным движением контроллер управляет стрелочными переводами, контролирует скорость и безопасное расстояние между вагонами, исключая возможность столкновений. Информация о маршруте, показания светофоров и данные с видеокамер отображаются на мониторе водителя.

Трамвай также оборудован системой автоматического гребнесмазывания, которая уменьшает износ колёс и рельсов, а также снижает потребление электроэнергии в поворотах.

В ближайшее время пилотный вагон будет передан заказчику ООО «БалтНедвижСервис». Зимой трамвай переместят в новое депо в Шушарах для пусконаладочных работ, проведения испытаний и интеграции бортовых систем в автоматизированную систему управления движением линии.

В рамках контракта «ПК Транспортные системы» изготовит 22 трамвайных вагона. Первые десять из них начнут курсировать по маршруту сразу после ввода в эксплуатацию первого участка линии, соединяющей Купчино и Шушары. Оставшиеся двенадцать вагонов выйдут на линию по завершении второго этапа строительства. Финансирование закупки подвижного состава осуществляется через инфраструктурные облигации ДОМ.РФ.

После осмотра пилотного трамвая для линии «Славянка» гостей провели по Невскому заводу электрического транспорта. В ходе экскурсии они посетили цех сборки вагонов и испытательную линию, где тестируется юбилейный, 250-й трамвай модели 71-923М «Богатырь-М», предназначенный для СПб ГУП «Горэлектротранс». Этот трамвай оснащён интеллектуальными системами активной помощи водителю. Виталий Савельев лично испытал возможности «умного» трамвая на испытательной линии НЗЭТ, оценив работу систем активной безопасности и помощи водителю, разработанных на основе российского искусственного интеллекта. С 2022 года все трамваи СПб ГУП «Горэлектротранс» оснащены такими системами. Гостям продемонстрировали, как вагон движется с заданной скоростью и автоматически останавливается перед препятствием на путях.

«Умный» трамвай способен самостоятельно регулировать скорость и останавливаться перед препятствиями, что значительно повышает безопасность общественного транспорта. В 2023 году в Санкт-Петербурге не было зафиксировано ни одного случая схода таких вагонов с рельсов или наезда на пешеходов. Дополнительно в вагоне установлены система кругового обзора, автоматический стрелочный перевод и система мобильного рабочего места на планшете для связи с диспетчером.

Модель «Богатырь-М» оснащена системой контроля состояния водителя. Камера отслеживает, если водитель закрыл глаза, взял в руки телефон или длительное время не следит за дорогой. В таких случаях система подаёт звуковые сигналы, а при отсутствии реакции плавно останавливает вагон.

Современный низкопольный трамвай «Богатырь-М» вмещает до 184 пассажиров и оборудован технологическими решениями для обеспечения комфорта и безопасности. Трамвай рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40°С до +40°С, а благодаря аккумуляторам повышенной емкости он способен проехать до 3 км без подключения к сети.

250-й «Богатырь-М» поступит в СПб ГУП «Горэлектротранс» в рамках контракта 2023 года на поставку 116 «умных» трамваев. В период с 2023 по 2026 годы Горэлектротранс получит 62 двухсекционных трамвая «Богатырь-М», 36 трёхсекционных «Витязь-М», 1 трёхсекционный «Невский» и 17 односекционных вагонов модели «Львенок». Первый вагон «Львенок» уже поступил в Горэлектротранс в августе этого года.

Источник : Пресс-служба «ПК Транспортные системы»

Источник