Согласно статистическим исследованиям, которые проводили аналитики «Росспецмаш», в первом полугодии 2023 выпуск дорожно-строительной техники (ДСТ) российскими производителями вырос на 30 % по сравнению с прошлым годом. Положительная динамика производства связана, в первую очередь с соответствующим спросом на такие машины, как краны-трубоукладчики, экскаваторы, фронтальные погрузчики и мини-погрузчики. Кроме этого, российские производители смогли импортозаместить запасные детали и комплектующие на аналогичные для большинства моделей ДСТ, что в свою очередь, также повлияло на общее число выпускаемой продукции.
Но, несмотря на рост производства, в некоторых сегментах, поставки, наоборот сократились. Например, снизились продажи гусеничных бульдозеров, кранов-манипуляторов и грейдеров. По мнению специалистов, снижение продаж грейдеров объясняется отсрочкой продаж при текущих темпах производства.
На продажи российской дорожно-строительной техники влияет растущий спрос на специальные машины китайского производства, таких брендов, как: Lonking, SANY, Shantui. Представитель компании «Газпромбанк Авто Лизинг» сообщил, что в начале 2023 года 14 производителей ДСТ из Китая включены в рейтинг популярных в РФ.
В последнее время специалисты отмечают проявление агрессивного импорта со стороны производителей ДСТ из Китая и Турции, который проявляется в искусственном снижении цен ниже себестоимости.
Для производителей из РФ компания «Росспецмаш» предложила запустить программу правительственной поддержки, в рамках которой предоставляются ежегодные гранты на сумму около 10 млрд. рублей с выплатами до 2026 года. Также, на законодательном уровне закреплены правила по утилизации, которые регламентируют порядок разовых выплат при списании отработанной ДСТ внутреннего рынка. На сегодняшний день, правила касаются компенсации за утилизацию в металлолом самоходной и буксируемой техники. Аналогичные компенсации за технику импортного производства не предусмотрены.
Также, чтобы поддержать отечественных производителей, применяется система льготного лизинга. В 2023 на эту программу было выделено 1 млрд. рублей, в следующем году, сумма увеличится до 1,3 млрд рублей. Но, чтобы на равных конкурировать с китайскими производителями, этого недостаточно.
По мнению руководителя SBS-Consulting Д. Бабанского, к ряду факторов, которые способствуют положительному росту производства ДСТ относятся: активизация дорожного строительства, девальвация рубля и адаптация российского производителя к государственной поддержке. Эксперт считает, что, если такая тенденция сохранится, то в будущем будет наблюдаться рост производства специальных машин.