Генеральный директор Калининградского янтарного комбината (входит в корпорацию Ростех) Михаил Зацепин принял участие в программе Радио России, посвященной теме развития янтарной отрасли в стране.
Ведущие программы Алла Волохина и Александр Хабургаев вместе с экспертом из г.Москва, ювелиром Олегом Хомичем рассуждали о российском янтарном бренде. «Почему мы не можем сделать из нашего калининградского янтаря настоящий бренд?», — этот вопрос журналисты адресовали в прямом эфире руководителю Комбината Михаилу Зацепину.
Алла Волохина: Друзья, к нашему разговору присоединился генеральный директор Калининградского янтарного комбината, давайте его спросим. Михаил, здравствуйте.
Михаил Зацепин: Здравствуйте.
Алла Волохина: Как по-вашему, почему мы не можем никак сделать из нашего калининградского янтаря российский бренд, чтобы в мире знали, вот это российский янтарь?
Михаил Зацепин: Я с вами немного не соглашусь и объясню почему, потому что последние шесть лет, как комбинат перешел в ведение госкопорации «Ростех» мы очень активно в этом плане работаем и даже если взять по количеству открытых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, то они исчисляются тысячами. И миллионы туристов, которые прибывают в Москву и Санкт-Петербург, особенно из стран Юго-Восточной Азии, закупают янтаря на многие миллионы долларов. Поэтому говорить, что бренд России и янтаря, как бы…
Александр Хабургаев: Ну в центре Парижа нет ведь магазина «Русский янтарь» или в Лондоне, правда? Где тоже выстраивается очередь?
Михаил Зацепин: Согласен, там кстати в основном торгуют поляки и те изделия, которые они там производят они, скажем так, не очень хорошего качества.
Алла Волохина: А может еще и нашим янтарем торгуют?
Михаил Зацепин: Вполне вероятно, потому что вопросы, связанные с контрабандой и с незаконной добычей они на сегодняшний день не до конца решены. Но тем не менее, в продолжение темы бренда, могу сказать, что четвертый год подряд у нас проходит Международный янтарный форум. В этом году он пройдет с 20 по 23 июня в Светлогорске, это уже такое очень значимое мероприятие и задача была такая, чтобы центр мировой янтарной индустрии переместился из Вильнюса и Гданьска сюда в Калининградскую область, на родину нашего балтийского Янтаря.
Александр Хабургаев: Михаил, не могу не спросить и не задать вам этот вопрос. Ведь в янтаре достаточно часто попадаются артефакты, которые представляют колоссальную ценность для науки, для палеоботаников и палеозоологов, и насекомые и пресмыкающиеся или их частицы, ученые дежурят у ворот у вас?
Михаил Зацепин : К сожалению, ученые у ворот не дежурят, тут видите какая проблема, все эти артефакты, насекомые и так далее, они видны тогда, когда вскрывается корочка янтаря, потому что янтарь покрыт такой небольшой непрозрачной коркой. Поэтому это видно толь ко тогда, когда с ним начинаем работать мастер.
Алла Волохина: А камень ушел уже за рубеж.
Михаил Зацепин: Ну почему, не обязательно за рубеж, у нас же работает активно биржа в Санкт-Петербурге, любой человек, любая компания, которая решила заняться обработкой янтаря они могут спокойно зарегистрироваться на бирже и купить необходимый объём. Достаточно часто такое бывает, да. И у нас есть дочернее предприятие «Ювелирпром» — когда обработчики работают, действительно попадаются какие-то артефакты мы выставляем их в музей. У нас, кстати, лучший музей янтаря в мире, поэтому мы всех всегда приглашаем, и кто посещает, несказанно рады и остаются впечатления на всю оставшуюся жизнь.
Алла Волохина: Понятно, а скажите, Михаил, у вас до 2025 года должен быть создан Кластер, в который войдут ювелирные компании.
Михаил Зацепин: А Кластер создан уже. Мы Постановление Правительства выполнили. В конце месяца у нас будет заседание Экспертного совета, на котором мы будем подводить итоги как раз данной работы по созданию Кластера. И теперь осталось только двигаться в этом направлении. Что касается документального оформления, это непростая работа, но она завершена.
Алла Волохина: скажите, а создание этого Кластера, что собственно дает, мы будем больше продавать обработанного камня в ювелирных изделиях или что?
Михаил Зацепин: Это целый комплекс мероприятий: и обучение, и дизайнерские мастерские, и определенные льготы местным компаниям, которые вошли в Кластер. Это достаточно интересная работа. Ведь было много спекулянтов в свое время на этом рынке, и они к большому счастью этот рынок покидают, потому что купить на комбинате за одну цену, и выйдя за ворота Комбината продать втридорога – для этого большого ума не надо. А надо создавать ювелирные династии, потому что в Польше, почему они нас опережают, потому что там ювелирным династиям по сто-двести лет.
Алла Волохина: А что дает эта династия? Я задавала этот вопрос нашему эксперту в студии, потому что технологии утеряны, те, что были в царские времена от немецких мастеров, и сейчас изделия должного качества у нас не производят.
Михаил Зацепин: Не соглашусь абсолютно. А вы сами давно были в Калининграде?
Алла Волохина: Я вообще ни разу не была.
Михаил Зацепин: Ну вот видите, понимаете, поэтому мы с вами говорим на разных языках. Я хочу вас пригласить на Янтарный Комбинат, мы можем вам организовать встречу с ювелирными мастерами, действительно уникальными, это и Вячеслав Дарвин и Анатолий Бабир…
Александр Хабургаев: Я думаю, это уже тема отдельной программы.
Алла Волохина: Спасибо, Михаил Зацепин, генеральный директор Калининградского янтарного комбината.
Александр Хабургаев: Михаил, спасибо вам за эфир.
Михаил Зацепин: Спасибо.
Источник