Кабинет Министров Алексея Гончарука ушел в отставку одновременно с публикацией безжалостных цифр Госстата, фиксирующих рекордный для последних лет спад промпроизводства в стране. Согласно официальным данным, в январе 2020 года падение промышленного производства в Украине по сравнению с январем 2019-го составило 5,1%, а уже за январь 2020 года к декабрю 2019-го – 8,4%. Больше всего просели фармацевты, металлурги, машиностроители, падало производство и в ряде других отраслей.

Новый премьер-министр Денис Шмыгаль приступил к своим обязанностям с объявления трех неотложных шагов для улучшения ситуации в промышленном секторе – коммуникация с промышленниками, лоббизм на мировых рынках и создание благоприятных условий в налоговой сфере. Можно ли эти шаги назвать исчерпывающими и на какие «болевые точки» украинской промышленности следует обратить внимание обновленному правительству.

Очевидно, что новому Кабмину, особенно после формирования экономического блока, будет полезно изучить ситуацию в ряде отраслей, которые на общем негативном фоне по итогам 2019 года продемонстрировали тенденции к «выздоровлению».

Так, рост произошел в производстве химической продукции – на целых 24,4%. С одной стороны, эта цифра – ошеломляющая на фоне остальных – не особо должна вводить в заблуждение. Ведь падение отечественного химпрома в предыдущие годы было столь существенным, что сегодня даже малейшие сдвиги в отрасли дают моментальный эффект статистических показателей. С другой – если химпром, вопреки общим тенденциям, все-таки продемонстрировал позитивный тренд, то интересно понять, благодаря чему. 

Как «выруливали» отечественные химики? Особо показательным может быть пример производства минеральных удобрений, которое в 2014–2017 годах было фактически остановлено в Украине из-за беспрепятственного доступа на украинский рынок производителей из РФ.

Вначале российские химики предлагали украинским фермерам сравнительно дешевые азотные удобрения. Это фактически сделало заводы в Украине неконкурентоспособными. Отрасль оказалась на грани вымирания.

Но демпинговые цены на удобрения из РФ оказались временным явлением. Уже в 2018–2019 годах российские производители, а также их трейдеры в Украине, начали повышать цены. Российская монополия на украинском рынке минудобрений фактически продержалась до июля 2019 года, когда Кабинет Министров ввел эмбарго на поставки минеральных удобрений из РФ. Украинские химики получили небольшую передышку – и смогли возобновить работу.

Один за другим выпуск продукции восстановили «ДнепрАзот», входящий в сферу интересов группы «Приват» Игоря Коломойского, позже – государственный Одесский припортовый завод. Нарастили объемы производства Черкасский и Ровненский «Азоты», входящие в Group DF Дмитрия Фирташа. Еще одно предприятие этой же группы – Северодонецкий «Азот» восстановил полноценную работу в начале марта 2020 года, когда на заводе было запущено собственное производство аммиака и карбамида. До этого предприятие было вынуждено работать на привозном аммиаке и выпускало в незначительных объемах только аммиачную селитру и КАС. Крупное градообразующее предприятие постепенно возобновляет производство и возвращает людей на рабочие места. 

Для украинского Кабмина этот пример мог бы стать своего рода success story, так как ко всему прочему завод  находится еще и на прифронтовой территории. И возвращение таких промышленных гигантов к более-менее нормальной жизни – именно то достижение, которое добавляет баллов любому правительству.

Однако на примере этого предприятия ясно вырисовываются проблемы и перспективы (увы, не самые радужные) украинской химической отрасли в целом. И причина не только в том, что совсем рядом продолжается вооруженное противостояние. Причина еще и в том, что Украина пока не научилась побеждать в торговых войнах. В первую очередь – против северного соседа.

Почему ранее отрасль оказалась в ловушке? В 2014 году газ для украинской промышленности начал стоить в разы дороже, чем для российской. А для азотной химии именно он является ключевым сырьем. Затраты на газ составляют 70–80% всей себестоимости азотных удобрений. Из-за ценовой разницы к 2017 году остановились практически все химические предприятия в Украине. Причина очевидна: на отечественный рынок хлынули российские удобрения, а Минэкономразвития запоздал с необходимыми антидемпинговыми мерами, фактически поддержав своим промедлением «северного» товаропроизводителя.

Очевидно, что избыток газа в РФ влечет за собой и избыток продукции химических предприятий. В первую очередь – минеральных удобрений, для которых россиянам постоянно нужно искать новые выгодные рынки сбыта. И Украина, с ее развитым агропромышленным комплексом, – именно такой рынок с годовым объемом более $1,5 млрд. Парадокс, но именно на него в разгар боевых действий на Донбассе пришли российские корпорации, «положив» при этом практически все украинские химические предприятия.

Итоги нерешительной позиции правительства в 2014–2017 годах плачевны. По данным Союза химиков Украины, количество рабочих мест в отрасли за последние пять лет сократилось в 1,5 раза (с 164 000 до 105 000), а доля химической продукции в промпроизводстве Украины – с 6,2% до 4,8%. Поставки произведенной отечественными предприятиями продукции химпрома на внутренний украинский рынок за 2012–2018 годы снизились почти втрое – с $10,5 млрд до $3,69 млрд. При этом доля такой продукции на внутреннем товарном рынке критически уменьшилась с 41% до 22%, соответствующим образом выросла доля импорта.

Какой опыт можно из этого извлечь? Если перевести все эти сухие цифры на простой язык, то станет очевидно: в 2014–2018 годах, при всей патриотической риторике власти, Украина фактически отдала отечественный АПК на «кормление» российским корпорациям и их трейдерам. А те, почувствовав уверенность и отсутствие конкуренции, начали диктовать украинским аграриям условия, постепенно повышая цены на свои удобрения.

Не будет преувеличением сказать, что до середины 2017 года украинских чиновников все эти тенденции мало беспокоили. Однако на ситуацию обратили внимание в СНБО, и уже через некоторое время Кабинет Министров был вынужден ввести антидемпинговые пошлины на российские удобрения, а в прошлом году запретил завозить их в Украину. К сожалению, тенденция к сокращению рабочих мест в целом по отрасли на сегодняшний день не остановлена, но эмбарго дало шанс украинским заводам по крайней мере вернуться в игру.

Оказалось, что при относительно благоприятной цене на природный газ и при действующей заслонке для российских удобрений, наши предприятия могут работать, постепенно отзывать работников из вынужденных отпусков и продавать свою продукцию на внутреннем рынке по доступному для аграриев прайсу. Так, цены на базовые удобрения в 2019–2020 году упали на 30–40% в зависимости от вида.

Удалось ли распрощаться с российскими удобрениями? Было бы наивно думать, что производители из Российской Федерации откажутся от украинского рынка. Эмбарго дало украинским химикам короткую передышку, но «соседние» предприятия были к нему готовы.

Как только Украина перекрыла российским химическим корпорациям доступ на свой рынок, его стали агрессивно захватывать производители удобрений из Сербии, Болгарии, Грузии, Польши, Турции, Литвы, Беларуси. Во всех этих странах россияне либо напрямую владеют химическими предприятиями, либо активно заводят туда свое сырье для переработки. Вследствие нехитрых схем российские корпорации по-прежнему завозят в Украину готовую продукцию, но уже как бы не из РФ и зачастую с другим сертификатом происхождения.

Сегодня ни для украинских химиков, ни для аграриев, не является секретом тот факт, что российские минеральные удобрения с украинского рынка не исчезли. Они по-прежнему здесь присутствуют, несмотря на эмбарго. Все ведущие российские производители удобрений («ФосАгро», «Уралхим», «Акрон» и «Еврохим») поставляют свою продукцию на украинский рынок. Ограничения, которые ввела Украина, только временно ослабили их позиции.

В «Еврохиме», не стесняясь, говорят, что компания поставляет удобрения в Украину не только из России, но также со своих предприятий в Европе, например, в Бельгии или Литве. Общий импорт «Еврохима» в Украину остался примерно на уровне предыдущих лет – до 1 млн тонн. Аналогичная картинка по другим производителям из РФ. «Проблема демпинга не решена до конца. Мы видим, что импортеры из РФ продолжают заводить удобрения по различным схемам через другие юрисдикции и очень элегантно обходить эмбарго», – объясняет Леонид Бугаев, руководитель «Северодонецкого Азота».

Почему так происходит? Российский химпром – уже нечто большее, чем просто несколько корпораций со своими заводами по производству удобрений непосредственно в РФ. Российские компании входят в акционерные капиталы европейских химических холдингов (например, в Польше), владеют химическими предприятиями в других странах (как, например, в Грузии), имеют огромные логистические возможности в Восточной Европе и странах Балтии. Все это позволяет при необходимости переориентировать поставки через другие страны.

Те же турецкие заводы работают на российском аммиаке. После переработки аммиака удобрения поставляются на другие рынки, в том числе и на украинский. Наши соседи из Беларуси также имеют плотную кооперацию с российскими производителями, и доля их удобрений на украинском рынке после введения эмбарго на продукцию из РФ неуклонно растет.

Как защитить рынок? Понять, какая доля удобрений из таких стран-импортеров на украинском рынке является собственно белоруской, турецкой, литовской, а какой процент в этом импорте может занимать продукция из РФ – задача не из простых. Однако она посильна правительству. Установить точное происхождение завозимой продукции можно с помощью специальных расследований, которые сегодня ведут Минэкономразвития Украины и Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ).

В 2019 году стало очевидным, что с потоком импортных минудобрений, которые резко начали поступать в Украину из других стран, необходимо разбираться отдельно. Позиция представителей украинских производителей, обратившихся в МЭРТ и МКМТ, следующая: пусть наши торговые партнеры с Украиной торгуют, в том числе и удобрениями, но только строго своей продукцией, а не внезапно появившимися излишками, которых у них никогда не было.

В итоге МЭРТ и МКМТ в августе прошлого года объявили о начале соответствующих спецрасследований. Они должны завершиться к концу апреля нынешнего года.

Бороться со злоупотреблениями, если они будут выявлены, можно дополнительными ограничительными мерами. Если производители из той же Турции, Литвы, Сербии или Грузии не могут внятно объяснить, каким образом за последний год импорт их удобрений в Украину вырос в шесть-семь раз и как была произведена эта продукция – странам может быть предложено вернуться к средним историческим показателям импорта. Иными словами – завозите только свое, а российскую продукцию оставляйте себе.

Чего ждать дальше? Издержки россиян, связанные со схемами обхода украинских санкций и дополнительными логистическими затратами, возросли. Однако удобрения из РФ имеют все шансы очень скоро повторно захлестнуть украинский рынок через другие страны, фактически выполняющие роль перевалочных баз или площадок по переработке дешевого российского сырья.

Интересно, что вокруг спецрасследований в связи с импортом минеральных удобрений в Украину сразу возникла небывалая активность российских лоббистов. На это, в частности, ранее обратили внимание некоторые СМИ, обнаружив, среди прочего, Российскую ассоциацию производителей удобрений (РАПУ) среди заинтересованных сторон в расследованиях Минэкономразвития Украины. Казалось бы, при чем тут российские лоббисты к удобрениям из Сербии, Беларуси и Литвы?

В поисках ответа на этот вопрос, уместно будет задуматься и о том, почему страны, многие из которых еще несколько лет назад сами нуждались в импортных минудобрениях, сегодня выходят со своей продукцией на украинский рынок. И не просто выходят, а начинают на нем активно конкурировать и демпинговать.




Источник