Коронавирус вмешался в планы России по снижению нефтяной зависимости и выполнению показателей нацпроектов. Это видно уже по итогам января: за первый месяц 2020 года объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) сократился на 0,4% и составил $9,7 млрд, сообщили «Известиям» в Российском экспортном центре со ссылкой на данные ФТС. Дальше будет только хуже, уверена глава организации Вероника Никишина. В Минэкономразвития прогноз по снижению показателя подтвердили. В I квартале 2020 года ННЭ может уменьшиться на 20%, однако экспортеры находятся в более выгодном положении, чем остальной бизнес, заявили эксперты.

Основное снижение ННЭ произошло в химической промышленности: в денежном выражении он сократился на 22% по сравнению с январем 2019 года и составил $1 млрд, рассказали «Известиям» в РЭЦ. Это произошло за счет спада поставок продукции неорганической химии — радиоактивных материалов, аммиака, технического углерода, оксидов металлов, а также удобрений и спиртов. Кроме того, на эти товарные группы снизились цены, пояснили в РЭЦ.

Значительно сократился и экспорт продукции машиностроения — он потерял 10% по отношению к прошлому году и насчитал $1,5 млрд. Основное снижение пришлось на продукцию военно-промышленного комплекса и тепловыделяющие элементы ядерных реакторов. При этом поставки судов и и турбодвигателей выросли, отметили в экспортном центре.

Продолжается сокращение поставок в лесопромышленном комплексе: он потерял 7%, опустившись до $802 млн. Но физические объемы в отрасли, напротив, растут, они увеличились на 6% в начале 2020-го. А экспорт зерновых снизился на 9% и составил $608 млн, сообщили в РЭЦ.

В дальнейшем положение будет только ухудшаться, уверена глава РЭЦ Вероника Никишина.

— В январе мировая торговля уже начала испытывать на себе влияние коронавирусной инфекции, что сказалось и на поставках из России. В феврале и марте, когда болезнь обрела масштаб пандемии и добралась практически до каждой страны мира, ситуация усугубилась. Масштаб нам еще предстоит оценить, — заявила она.

В целом за январь ННЭ уменьшился на 0,4% и составил $9,7 млрд.

Перспектива падения

Влияние эпидемии коронавируса на ННЭ пока ограничено, но по итогам года ожидаем его незначительное снижение в товарной части, заявили «Известиям» в Минэкономразвития. Если говорить об экспорте услуг, то больше всего пострадает туризм, транспорт, финтех и строительный сектор.

В марте 2020 года ситуация значительно хуже, чем в январе: государства вводят многочисленные меры предосторожности, закрывают границы, что приводит к резкому падению деловой активности, заявил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Скорее всего, в I квартале потери несырьевого экспорта составят намного больше, чем десятые доли процента, и будут находиться в диапазоне 15–20%, прогнозирует эксперт. В конечном итоге это может привести к невыполнению целей нацпроекта.

Тот факт, что поставки в КНР в январе выросли, говорит о том, что тогда республика еще не вполне почувствовала на себе последствия коронавируса, добавил Игорь Николаев. А когда промышленные предприятия стали закрываться, это отразилось в первую очередь на экспорте российской нефти, а не на несырьевых товарах, резюмировал он.

Экспортерам проще выживать в условиях распространения инфекции и волатильности рынков, так как их расходы формируются в рублях, а доходы — в валюте, отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Тем не менее спад, особенно в физическом объеме, несырьевого экспорта неизбежен, считает эксперт.




Источник