Еврокомиссия 14 июля представила программу по борьбе с изменением климата. Документ предполагает трансграничное углеродное регулирование (ТУР), которое, по оценкам российских ведомств, затронет поставки из России стали, алюминия, труб, электроэнергии, цемента и удобрений общим объемом $7,6 млрд. На данном этапе регулирование распространяется только на прямые выбросы парниковых газов (в процессе производства импортируемых товаров). Впоследствии оно может быть расширено и на другие виды выбросов. Компании, экспортирующие эти товары в ЕС, должны будут предоставлять собственные данные о выбросах (заверенные независимым верификатором, сертифицированным в ЕС) или использовать базовые значения эмиссии, определенные Еврокомиссией. Как пояснили в Минэкономразвития, когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. По мнению аналитика ФГ «Финам» Алексея Калачева, влияние нового порядка на производителей нефтехимической продукции в целом будет не таким серьезным, как на металлургов. А более серьезно введение углеродных сборов может сказаться на производителях аммиака и азотных удобрений. «Россия экспортирует около четверти производимых в стране азотных удобрений. Европейский рынок имеет заметную долю в этом экспорте, наряду с Бразилией, Китаем и США. Теоретически, производители имеют возможность перенаправить экспорт азотных удобрений на растущие рынки Латинской Америки, Китая и Индии», — сказал эксперт. Россия является крупнейшим поставщиком удобрений в Евросоюз, обеспечивая 32% импорта. Основной объем импорта удобрений странами Европы приходится на карбамид (1 млрд евро в 2019 г.) и аммиак (0,8 млрд евро). Импорт аммиачной селитры в стоимостном выражении составил 67 млн евро, азотной кислоты — 17 млн евро. Крупнейшими производителями азотных удобрений в России являются «Еврохим», «Акрон» и «Уралхим», сложных — «Фосагро». «Другое дело, что отказываться от премиального европейского рынка, к тому же чрезвычайно более удобного с точки зрения транспортной логистики, может оказаться менее выгодно, чем заплатить углеродный сбор или вложиться в модернизацию производства», — продолжил Калачев, добавив, что все это потребует дальнейшего анализа по мере появления более отчетливых контуров реализации европейского плана. По мнению заведующего сектором нефтяного рынка Института энергетики и финансов Александра Титова, сложно четко определить размеры угрозы европейского документа для экспортных отраслей России. Текущая версия предлагаемого механизма трансграничного углеродного регулирования, как он считает, сдвинулась в сторону послабления. «Если изначально предполагалось начать торговлю СВАМ-сертификатами в 2023-24 гг., то сейчас период 2023-25 гг. будет переходным и нацеленным на тестирование и отладку процедур верификации и отчетности», — сказал аналитик, отметив, что некоторая переориентация российских экспортных потоков все же может произойти. «Перенос будет обусловлен возможным переносом зарубежными компаниями части производств за пределы Европы. Такой экологический арбитраж будет сделан, чтобы снизить стоимость покупаемого сырья, в том числе экспортируемых из РФ базовых полимеров, алюминия, химикатов, для производства товаров более высокого передела», — заключил он.