Взятки в проведении тендеров в США привели в Россию

Ассоциация Участников Закупок изучила крупные нарушения в электронных закупках Америки. Некоторые скандалы привели к российским чиновникам.

Аналитики АУЗ изучили самые крупные скандалы в США, связанные с тендерами, за последние 10 лет. Полеченные данные позволяют говорить о том, что американская система электронных закупок подвержена коррупции аналогично российской. Более того, в некоторых американских коррупционных схемах оказались задействованы российские чиновники. При этом аналитики отмечают, что у западной системы госзакупок имеется важное отличие: возникающие там коррупционные скандалы замалчиваются любой ценой. Российские же чиновники фактически ежедневно уличаются в нарушениях, но ничуть не смущаются этого обстоятельства, сохраняя рабочие места и продолжая криминальную деятельность.

Наиболее ярким событием в госзакупках, который привлек внимание всего мира, оказался скандал с откатами автоконцерна Daimler, выпускающего автомобили марки Мерседес. Концерн уличили в 2010 году в преступной схеме откатов, которая продолжалась больше 10 лет: с 1998 по 2008 год. Вскрыл махинации департамент юстиции США. Выяснилось, что менеджеры среднего и высшего звена концерна подкупали чиновников в 22 странах мира за победу в электронных закупках. В списке стран фигурирует Россия, Узбекистан, Китай, Египет, Венгрия, Латвия, Ирак, и даже Нигерия, а также другие государства.

Департамент юстиции «поймал» Даймлер на проверке компаний, торгующих акциями на американских биржах. В США действует закон, требующий проверять на честность ведения бизнеса все компании, в том числе иностранные, которые участвуют в электронных торгах на американских биржах. Хотя сведений нет, что концерн давал взятки и в США, он подвергся преследованием со стороны американской Фемиды.

Схема откатов была предельно простой. Госчиновники разных стран обеспечивали контракты на закупку элитных Мерседесов по госзаказу за определенное вознаграждение. Даймлер завышал стоимость тендера, а «лишние» деньги в случае победы в аукционе возвращал заинтересованным лицам: либо на их счета, либо на доверенных третьих лиц. В России ниточки скандала протянулись к таким государственным структурам, как МВД, Минобороны, Гараж особого назначения, муниципальные органы власти Москвы, Нового Уренгоя и Уфы. В отчетности концерн списывал затраты на такие статьи, как спецскидки, непредвиденные расходы и комиссию.

Департамент юстиции США привел в своем отчете на 76 страницах данные по различным странам. Например, в России с 2000 по 2005 годы чиновники получили около 5 млн евро, что принесло автоконцерну более 50 млн дополнительной прибыли. В отчете департамента говорится, что с 2005 года наблюдалось снижение в России сумм откатов. Это связано, в первую очередь, с принятием нового закона в РФ о государственных закупках в 2005 году. В Китае чиновники обогатились на 4,1 млн евро, а один чиновник высшего звена власти Узбекистана получил скромный подарок на свой день рождения – бронированный автомобиль S-класса, оцененный в 300 тысяч долларов.

По сообщениям агентства Reuters и The Wall Street Journal, Даймлер готов был уплатить штраф в 185 миллионов долларов за сокрытие «шумихи» вокруг его имени. Ведь это прямо влияет на доверие акционеров к концерну. В результате из концерна было уволено 45 менеджеров, причастных к скандалу с откатами.

Однако горький опыт не научил менеджеров автопрома. В прошлом году, вслед за США, департамент юстиции Германии открыл производство о причастности ряда сотрудников концерна к манипуляциям с акциями и прохождениями тестов моделей дизельных машин на выхлоп вредных веществ. Этот новый скандал уже окрестили «Дизельное мошенничество» (Diesel fraud), и в нынешнем году этот скандал только нарастает, захватывая уже другого производителя автомобилей: концерн Фольксваген.

Специалисты Центра Заключения Контрактов, которые более 10 лет обеспечивают победы в российских государственных тендерах, заявили, что по их статистике почти половина государственных закупок в нашей стране проводится с нарушениями. Однако в отличие от западных заказчиков, российские чиновники менее настойчивы и в случае выявления нарушений, не упираются, а достаточно свободно отдают заказ сторонней копании. Особенную трусость взяточники проявляют в случае обращений в ФАС или в судебные органы – ведь «засветившийся» один раз заказчик «попадает на карандаш» в следственных органах. А такое внимание к своим персонам российские чиновники не любят. Им проще поучить желаемый откат на другом заказе.

Пресс-служба Ассоциации Участников Закупок

Источник