Японская компания Toyota зарегистрировала в Ведомстве по патентам и товарным знакам США (USPTO) патент на двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия. Принцип действия основан на изменении длины шатуна.
Реализовать идею изменения степени сжатия пытались неоднократно. Над этим работали еще в 90-х годах прошлого века такие компании, как Daimler, Volvo, Audi, Porsche, Honda, Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen, Saab, Lotus. Свою лепту внес и российский институт НАМИ. Инженерные принципы были различны. Например, Saab строил экспериментальный мотор, в котором наклонный моноблок смещался относительно коленвала. В НАМИ предложили установить между коленвалом и шатунами промежуточную траверсу, ее наклон изменял степень сжатия. До серийной версии довели разработку в Nissan: первый в мире серийный двигатель с переменной степенью сжатия MR20 DDT, работающий по принципу, аналогичному российской идее, будут устанавливать на кроссовер Infiniti QX50 следующего поколения.
«Тойота» запатентовала принципиально другую идею, ее суть – в изменении длины шатуна. При высоком давлении масла шатун имеет максимальную длину, что обеспечивает максимальную степень сжатия. Когда давление масла снижается, гидроцилиндр переключается, укорачивая длину шатуна и снижая степень сжатия.
В шатунах есть масляные каналы, а поршни в гидравлических цилиндрах соединены рычагами с эксцентриком, в котором имеется отверстие для поршневого пальца. С поворотом эксцентрикового механизма меняется положение поршня по отношению к шатуну и, соответственно, длина шатуна и степень сжатия мотора.
О том, когда начнется серийное производство таких двигателей, Toyota пока не сообщает.
Источник: popmech.ru