Недозагруженность машиностроительных компаний в России достигает 30%

Российские производственные предприятия недозагружены на 10–30%. При этом нижние производственные переделы — технологические операции, в результате которых получается промежуточный продукт для дальнейшего использования в машиностроении, — требуют значительных инвестиций, но часто остаются недозагруженными на 50–70%. Об этом говорят данные исследования компании-стратегического консультанта Strategy Partners, которые он впервые представил на Межрегиональном промышленном Форуме.

Сегодня российские предприятия отстают от иностранных по оборачиваемости основных средств — эффективности использования капитала — и по производительности труда. Например, коэффициент оборачиваемости активов и производительность труда у американской оружейной компании Sturm, Ruger & Co. составляют 1,8 и 0,3 соответственно, у Smith & Wesson — 1,3 и 0,21. У российского производителя эти показатели меньше — 1,1 и 0,04 соответственно. Такая разница объясняется структурой предприятий: отечественные компании более вертикально интегрированы по сравнению с иностранными. Другими словами, российские предприятия контролируют как можно больше звеньев единой технологической цепи производства, что делает их более инертными и менее поддающимися изменениям рынка.

«Бизнес-модели современной российской промышленности не позволяют гибко и эффективно реагировать на колебания спроса и изменения рынка, — комментирует Михаил Бельзер, партнер Strategy Partners, куратор практики “ОПК и тяжелое машиностроение”. — На бóльших производственных площадях компании из РФ производят в 14 раз меньше продукции, чем их иностранные конкуренты».

В целом для успешного выхода на внешние рынки российским компаниям нужно внедрять современные стандарты в производство и стремиться к тому, чтобы их продукция соответствовала мировому уровню качества. Если рассматривать на примере авиапромышленности, то в 2014 году поставщиков, сертифицированных по стандартам AS, EN или JISC 9100, во Франции было 1368, в Великобритании — 1221, в Германии — 682, а в России — только 44.

Strategy Partners (agile.strategy.ru) — один из ведущих российских стратегических консультантов, созданный в 1994 году. Оказывает консультационные услуги средним и крупным российским и международным корпорациям, инвестиционным банкам, фондам и государственным институтам. Работает с организациями из самых разных сфер, в том числе ОПК. Консультирует компании по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и повышения эффективности в целом. Является партнером Всемирного экономического форума по подготовке глобальных исследований.

Межрегиональный промышленный Форум — мероприятие, организованное Российским союзом промышленников и предпринимателей при поддержке Минпромторга России. Основная цель Межрегионального промышленного Форума — определить механизмы достижения стратегических целей, обозначенных в майском указе Президента России, сформировать запрос бизнеса в адрес Правительства России по приоритетным проектам промышленного развития нашей страны.

Главная страница

Источник