В Ленобласти стартовало необычное состязание — инвесторы наперегонки стремятся подписать правительственное соглашение. Только оно защитит от длинной руки Минтранса. На кону цифры с десятью нулями. Первое на российском Северо-Западе Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) подписано 14 декабря в Минэкономразвития в Москве. Об этом 47news рассказал собеседник в правительстве Ленинградской области.

Заинтересованной стороной стала группа компаний «ФосАгро» Андрея Гурьева, на которую приходится примерно пятая часть всех производимых в стране минеральных удобрений. Предметом соглашения стал инвестиционный «проект по строительству нового современного комплекса по производству фосфорсодержащих удобрений и энергоустановки» на базе входящего в «ФосАгро» волховского филиала АО «Апатит», стартовавший в марте 2019 года. Проект предполагает 4-кратное увеличение мощности расположенного в Волхове завода по производству минеральных удобрений — с 650 тысяч тонн в год до 2,4 миллиона тонн (это примерно четверть всего производства группы «ФосАгро» в 2019 году).

Строительство должно быть завершено в 2023 году, общий объем заявленных инвестиций — 28 миллиардов рублей. «ФосАгро» подписало СЗПК спустя полтора года с момента запуска инвестиционного проекта и за 3 года до заявленного срока его завершения. Компания стала первым инвестором региона, заключившим такое соглашение, что неожиданно. В октябре Минэкономразвития опубликовало список проектов, по которым начата процедура заключения СЗПК, и «ФосАгро» в нём не было. Зато был «Новотранс» Константина Гончарова, и всем казалось, будто в этой очереди он первый. Впрочем, заместитель председателя областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Егор Мищеряков пообещал, что СЗПК с «Новотрансом» подпишут до Нового года. Это соглашение станет вторым в регионе, его объект — комплекс морской перевалки грузов в Усть-Луге.

В правительстве Ленобласти 47news сообщили: соглашение с «ФосАгро» предполагает бюджетную компенсацию части средств, потраченных на строительство инфраструктуры — электростанции, железнодорожного узла, складов и станции химводоподготовки. Но сумму компенсации пока не называют. «Согласно федеральному закону «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», инвестор сможет претендовать на компенсацию затрат на инфраструктуру не ранее апреля 2023 года. В настоящее время порядок компенсации разрабатывается Минэкономразвития РФ.

После его утверждения, исходя из объектов инфраструктуры и их использования, возможно будет просчитать сумму компенсации…», — сообщает, будто выступает с трибуны съезда, источник в областном правительстве. В пресс-службе «ФосАгро» подтвердили факт подписания СЗПК. В пресс-службе «Новотранса» комментировать будущее соглашение не стали, хотя для него оно намного важнее, чем для «ФосАгро». Другие участники рынка обсуждать происходящее не спешат, потому что принятый 1 апреля 2020 года закон «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» только начал действовать и, надо полагать, неожиданно для его создателей сразу же стал «контуром двойного назначения». «Компенсация части инфраструктурных затрат инвесторов — отличная штука. Но в новом законе присутствует еще одна любопытная преференция — для подписавших СЗПК компаний как бы замораживается юридическое пространство. До момента завершения соответствующих проектов законодательство для них будет действовать в том виде, в каком оно было в момент подписания.

А теперь вспомните свежую инициативу Минтранса о законодательном закреплении обязательств инвесторов перед государством. И сразу становится понятно: тут надо успеть, если хочешь потом где-то в чем-то опоздать…» — объяснил уже по-человечески автору статьи участник рынка, просивший не называть себя, дабы не навлечь гнев Минтранса, от которого в этой системе координат все зависят. 47news писал о законодательной инициативе Минтранса — проекте закона «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», суть которого — заставить инвесторов четко выполнять все взятые на себя обязательства, включая сроки исполнения инвестиционных проектов.

Законодательная инициатива предполагает серьезные финансовые гарантии, которые инверторы должны предоставить государству. Речь идет о суммах, соразмерных затратам государства на строительство инфраструктуры для соответствующих проектов. И суммы эти существенно выше компенсаций, на которые могут рассчитывать заключившие СЗПК инвесторы. Вот тут-то становится важной вторая преференция, заложенная в законе «О защите и поощрении капиталовложений», — заморозка юридического пространства. Инвесторы, успевшие подписать СЗПК до того, как законопроект Минтранса станет законом, будут избавлены от его исполнения — ведь в момент подписания соглашения такого закона не существовало. И они не рискуют потерять всё, например, в какой-то момент, не сумев вовремя оформить очередной кредит. Минтранс реализует свой замысел весьма активно.

На сайте Государственной думы видно, что 7 декабря законопроект «О морских портах…» попал в Думу, а 8 декабря направлен в комитет по транспорту и строительству. И это вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе. Уже 9 декабря стало известно о направленном в Минтранс письме исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов России Серика Жусупова, просившего отправить законопроект на доработку. Одним из факторов риска названо требование будущего закона о подтверждении грузовой базы для инвесторов морских терминалов, из-за чего под угрозой оказываются все проекты, лишенные собственных грузов. В качестве примера в письме Серика Жусупова назван, в частности, проект «Новотранса» в Усть-Луге.

Так что пара месяцев у инвесторов, скорее всего, имеется. За это время им надо убедить Минэкономразвития и правительство Ленобласти в необходимости подписать СЗПК. И тогда их право на опоздания окажется безупречным и неподвластным Минтрансу. Лев Годованник, 47news Про завод в Волхове Волховский филиал АО «Апатит» — так правильно называется завод группы «ФосАгро», расположенный в Ленобласти, — вошел в состав группы в 2012 году под брендом «Метахим». Это один из 4-х филиалов входящего в группу «ФосАгро» АО «Апатит» и единственный, находящийся в непосредственной близости от морских портов Балтики. Недавно «ФосАгро» заявило о стратегическом партнерстве с ООО «Ультрмар», строящим крупнейший в регионе комплекс по морской перевалке удобрений в порту Усть-Луга. Глава «ФосАгро» Андрей Гурьев пообещал переваливать на будущем терминале более 3 млн тонн продукции в год, что составляет примерно половину всего сегодняшнего экспорта группы.

Про СЗПК Соглашения о защите и поощрении капиталовложений стали возможны благодаря принятому 1 апреля 2020 года федеральному закону «О защите и поощрении капиталовложений в РФ». Он предусматривает «заморозку» юридического пространства в той его части, которая касается деятельности заключившего СЗПК инвестора, — с момента заключения соглашения инвестор работает в рамках нормативной базы, действовавшей в то время. Кроме того, закон предполагает материальную поддержку инвесторов — компенсацию затрат на инфраструктуру за счет перечисленных инвестором налогов.

Объем компенсаций может составлять до 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры (необходимой исключительно для конкретного проекта) и до 100% для объектов сопутствующей инфраструктуры (которую можно использовать и для других проектов). Затраты компенсируют федеральный и региональный бюджеты, когда речь идет о трёхсторонних СЗПК — они заключаются в случаях, если инвестиции превышают 1 млрд рублей. Для сопровождения СЗПК в Минэкономразвития создано Агентство инвестиционного развития под руководством первого замминистра Сергея Иванова.




Источник