Цифровизация промышленности: от стратегии – к продуктам

Генеральный директор компании «Русатом – Цифровые решения» (Госкорпорация «Росатoм») Вера Гурова – о цифровой трансформации российской промышленности и взаимодействии поставщиков цифровых продуктов с заказчиками.

Вера Анатольевна, один из ключевых вызовов, стоящих сегодня перед российской промышленностью, связан с достижением цифровой зрелости критически важных отраслей. Какую помощь Рoсатом, как поставщик цифровых продуктов и решений, может оказать в рамках решения этой задачи?

Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики – один из долгосрочных приоритетов государства. Но важно учитывать, что цифровая зрелость отраслей невозможна без успешной цифровой трансформации конкретных предприятий.

Мы видим, что сегодня подавляющее большинство крупных промышленных корпораций и компаний уже вступили на этот путь. Идет большая работа по анализу текущего состояния бизнеса, конкурентной среды, качества производственных и бизнес-процессов, инфраструктуры – с тем, чтобы максимально эффективно воспользоваться «рычагом» цифровизации.

В этом смысле позиция Росатома как поставщика цифровых решений и продуктов для промышленности состоит в том, чтобы максимально полно учитывать стратегии цифровизации наших клиентов – как имеющихся, так и потенциальных. И – соответствующим образом выстраивать собственную продуктовую стратегию.

Как меняются подходы промышленных предприятий к выбору цифровых продуктов и поставщиков?

В целом базовые требования остаются неизменными. Заказчики всегда ориентируются на надежных поставщиков, обладающих большим запасом рыночной устойчивости, готовых к долговременному сотрудничеству и способных предложить не только цифровые продукты как таковые, но и качественный сервис по их внедрению, сопровождению. Точно так же при выборе цифровых решений очень важны такие параметры, как возможность при помощи конкретного продукта решить стоящие перед заказчиком функциональные и бизнес-задачи, эффективность и производительность, гибкость и масштабируемость.

На мой взгляд, Росатом как поставщик цифровых продуктов полностью соответствует этим ожиданиям. Стабильность и устойчивость корпорации – безусловный факт, что позволяет заказчикам выстраивать с нами стратегические отношения на очень длительную перспективу. Кроме того, в основе всех наших рыночных цифровых продуктов лежат разработки предприятий и организаций Росатома, уже подтвердившие свою эффективность при решении практических задач в рамках атoмной oтрасли.

Если же говорить о новых требованиях, которые заказчики из сферы промышленности адресуют поставщикам сегодня, то главным из них выступает запрос на конкурентоспособные отечественные цифровые продукты. В таких чувствительных и очень крупных сегментах российского рынка, как энергетика, машиностроение, ОПК и целом ряде других, вопросы обеспечения цифрового суверенитета и цифрового импортозамещения стоят сегодня очень остро. И мы активно наращиваем необходимое продуктовое предложение.

В 2018 году Роcатом представил первую тиражируемую разработку, в 2019 году еще 4 цифровых продукта, а к настоящему моменту мы выпустили 11 цифровых продуктов.

Кроме того, заказчики все в большей степени обращают внимание на те глобальные тенденции, которые определяют развитие того или иного сегмента цифровых технологий. Например – таких решений, как системы математического моделирования класса CAE (Computer-Aided Engineering), которые в эпоху «Индустрии 4.0» становятся одним из важнейших инструментов для промышленности. Как следствие, мы очень внимательно следим за тем, что происходит в этом и в других сегментах. Ведь важно не просто предоставить российской промышленности аналоги нынешнего поколения зарубежных программных продуктов, но и добиться их конкурентоспособности по сравнению с другими решеняими.

Какие основные задачи российские промышленные предприятия могут решить уже сегодня на базе цифровых продуктов от Росатома?

В настоящее время портфель цифровых продуктов Росатома развивается по шести приоритетным направлениям:

• наукоемкое моделирование и НИОКР;

• управление предприятием и производством;

• цифровая инфраструктура (центры обработки данных и сервисы на их основе);

• прoграммное oбеспечение для управления сроками и централизованного контроля рисков сооружения сложных инженерных объектов («Мульти-Д»);

• системы цифровой безопасности;

• цифровизация городских сервисов и процессов («Умный город»).

Наш флагман – интегрированное семейство CAE-решений «Логос», которое сегодня представлено тремя модулями: «Логос Аэро-Гидро», «Логос Тепло» и «Логос Прочность». По нашим оценкам, эта линейка инженерного ПО уже способна закрыть подавляющее большинство потребностей промышленности в математическом моделировании физических процессов.

Работая с российскими предприятиями в области внедрения «Логоса», мы также последовательно реализуем большую внутреннюю программу импортозамещения ПО. Так, начиная с 2021 года предприятия ГК «Рoсатом», применяющие CAE-системы, планируют решать задачи математического моделирования, используя именно «Логос». Тем самым мы демонстрируем пример перехода на отечественное инженерное прoграммное oбеспечение в масштабах целой отрасли.

Если говорить в целом о тех задачах, которые решает сегодня большинство российских промышленных предприятий в цифровой сфере, то на мой взгляд главная из них – это практическая реализация концепции «Индустрии 4.0», цифровизация производственного цикла. И здесь еще очень многое предстоит сделать.

По данным исследований лидерами цифровизации в России выступают банки, ритейл и телеком. А, например, предприятия ТЭК, мeталлургии и машиностроения – медленнее адаптируются к новой цифровой реальности. Как следствие, нарастает спрос на продукты и решения, в таких областях как инженерное прoграммное oбеспечение, «цифровые двойники», системы управления производственными процессами различных классов (MES, PLM).

И здесь я бы отметила, что соответствие предприятий вызовам «Индустрии 4.0» не следует рассматривать в качестве формального триггера или «конечной точки». Это эволюция, темп и направление которой диктуют задачи развития бизнеса с учетом множества факторов: от меняющихся запросов потребителей и новых технологий – до конкуренции с другими игроками. У каждого предприятия, потребителя цифровых технологий есть своя специфика. Но в целом практически все отрасли российской промышленности сегодня решают очень схожие задачи. Необходимо сокращать время проектирования новой продукции. Снижать издержки и гибко работать с различными поставщиками. Переходить к использованию новых производственных технологий и материалов.

Цифровизация – способ достижения этих целей. Но очевидно, что конкретные решения должны соответствовать растущим запросам заказчиков. Поэтому как поставщик цифровых продуктов мы стремимся в максимально возможной степени использовать потенциал самых современных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, промышленный интернет вещей, «цифровые двойники», анализ больших данных, предиктивная аналитика и целого ряда других.

Технологическое совершенство цифрового продукта – не единственный критерий выбора для заказчика. Все более важным параметром становится уровень технической поддержки, консалтинг…

Это действительно так. Поэтому каждый цифровой продукт, который Рoсатом выводит на открытый рынок, в обязательном порядке обеспечивается классической системой технической поддержки, которая имеет несколько уровней.

В тех случаях, когда речь идет об инфраструктурных цифровых продуктах Росатома (например, о размещении контейнерного ЦОД клиента на специализированной площадке нашего ЦОД «Калининский») или о системах информационной и физической безопасности, мы обеспечиваем непрерывный цикл технической поддержки в режиме “24х7х365”. По более массовым программным решениям в настоящее время заказчикам достаточно стандартной технической поддержки. Но при наличии спроса мы готовы будем рассмотреть вопрос о внедрении круглосуточной поддержки и в этом продуктовом сегменте.

Что касается консалтинга, то внедрение каждого цифрового продукта Росатома сопровождается услугами, позволяющими клиенту максимально быстро перейти к эффективному практическому использованию нового решения.

И, наконец, в рамках отдельных контрактов мы готовы оказывать консультации заказчикам, заинтересованным в сторонней экспертной оценке тех цифровых решений и систем, которыми они пользуются сегодня. В первую очередь по тем направлениям цифровых продуктов, которые мы предлагаем в настоящий момент.

Цифровые продукты Росатома адресованы исключительно крупным заказчикам?

Не только. Разумеется, мы системно работаем с крупнейшими промышленными корпорациями в критически важных для государства отраслях, на рынке ОПК. Но одновременно взаимодействуем с предприятиями меньшего масштаба. И это очень интересная для нас аудитория.

Например, наша cистема контрoля и управлeния дoступом «СКУД Пилот» предназначена для обеспечения безопасности объектов с массовым пребыванием людей – спортивных сооружений, метрополитенов, аэропортов и вокзалов, крупных бизнес-центров, музеев и выставочных комплексов, парков культуры и отдыха. Но дополнительной особенностью «Пилота» является возможность объединения в единую систему контроля доступа еще и территориально разнесенных объектов. В том числе – небольших.

Еще один пример. Чаще всего модули нашей CAE-системы «Логос» эксплуатируются заказчиками в постоянном режиме на собственном oборудовании. Но на рынке растет спрос и на другой, сервисный формат доступа к таким программным продуктам.

Не так давно я общалась с одним из заказчиков, которого можно отнести к категории малого бизнеса. Эта компания проектирует и создает катера по индивидуальным проектам. При создании продукции специалисты предприятия выполняют необходимые расчеты с использованием CAE-решений. Но необходимость в этом возникает у них лишь несколько раз в год. Поэтому мы работаем над тем, чтобы обеспечить таким клиентам облачный доступ к нашим системам математического моделирования.

Как бы вы сформулировали ключевой принцип взаимодействия компании «Русатом – Цифровые решения» с промышленными заказчиками?

Я бы сказала, что мы всегда открыты к сотрудничеству и диалогу. При этом все наши взаимодействия с заказчиками строятся в рамках четко сформулированных бизнес-процедур, что повышает прозрачность и предсказуемость общения с клиентами.

Мы работаем на принципах аккаунт-менеджмента. Стремимся найти лучшее решение стоящих перед клиентом задач, используем индивидуальный подход к каждому заказчику, поддерживаем долгосрочные взаимовыгодные отношения, предлагаем новые продукты и услуги.

Наконец, помимо стандартных цифровых продуктов у нас есть возможность предоставлять цифровые технологии, осуществлять проекты по индивидуальной кастомизации разработок.

Так что – готовы встречаться и взаимодействовать с заказчиками!

Источник