Технологический суверенитет России

На экономическом форуме в Петербурге рассматривались перспективы технологического суверенитета и актуализировалась программа устойчивого развития отраслей промышленности РФ.

В преддверии ПМЭФ, вице-премьер-министр промышленности и торговли Д. В. Мантуров дал ответы на ряд важных вопросов, связанных с технологическим суверенитетом РФ. Были озвучены проблемы и перспективы, связанные с производством автомобилей, импортозамещению комплектующих, развитию отечественных технологий в области электрификации, самолетостроения и тп.

По прогнозам аналитиков, уже через 10 лет, часть электромобилей на отечественном рынке составит 25%. Причем, большая доля будет приходится на автомобили российского автопрома, за счет литий-ионных аккумуляторов отечественного производства.

Д. Мантуров раскрыл одну из первостепенных задач для развития в этом направлении – импортозамещение автокомпонентов. Сегодняшние реалии таковы, что только 31% критически необходимых импортных деталей замещены (электронные блоки, датчики, жгутовая продукция).

Для реализации поставленной задачи, в Костроме запущено предприятие по выпуску необходимых комплектующих для антиблокировочной системы и системы динамической стабилизации автомобиля.

Нехватка деталей автомобилестроения, разработка и производство которых находится на начальном этапе, восполняется благодаря импорту из дружественных стран.

Денис Валентинович подчеркнул, что одним из развивающихся направлений является производство собственных электрокаров. Так, начиная с прошлого года прослеживается положительная динамика – одновременно были запущены такие успешные проекты, как: производство электрического автомобиля Evolute в Липецкой области, «Москвич 3е» от МАЗ, электрогрузомобиль от УАЗ Профи. В ближайшее время ожидается запуск производства электрических автомобилей компанией АВТОТОР. АвтоВАЗ и “Соллерс” совместно разрабатывают и реализуют проекты «Атом» и E-Neva.

Ориентируясь на грядущую потребность в станциях быстрой зарядки электромобилей, несколько отечественных компаний готовы запустить производство аккумуляторных батарей и «заправок». Для поддержки и развития этого направления в РФ создана государственная программа.

В связи с этим возник вопрос: возможен ли экспорт аккумуляторных батарей?

Д. Мантуров ответил, что, на данном этапе в приоритете выпуск деталей специального назначения, комплектующих для автомобилей гражданского сектора. Осуществляется производство литий-ионных элементов с ячейками отечественного производства. В разработке проект по улучшению текущих характеристик аккумуляторов и поиск альтернативных технологий.

Один из перспективных проектов ближайшего будущего – создание Государственной корпорацией «Росатом» гигафабрики в Калининградской области с мощностью 4 ГВт/ч в год. Согласно расчетам, за год, гигафабрика способна произвести литий-ионные аккумуляторные элементы для 50000 автомобилей. При наличии запроса на дополнительное производство, возможен экспорт продукции.

Вице-премьер-министр в интервью озвучил направление развития авиастроения, согласно которому, критически важным является разработка МС-21. На сегодняшний день сертифицированы двигатель и крыло отечественного производства, разрабатываются бортовые системы. Опытные образцы, собранные из российских комплектующих уже к концу 2023 года, приступят к испытаниям.

Д.В.Мантуров подчеркнул, что, при сборке МС-21 лишь небольшой процент деталей общего назначения, возможно, будут импортированы из дружественных стран. Главное то, что критические комплектующие и технологии будут замещены на отечественные.

Источник