Рост производства и поставок на внутренний рынок России автомобильных полуприцепов за 2023 год и январь 2024 года

Согласно информации от портала «Росспецмаш-Стат», который собирает данные о производителях, выпускающих 75% полуприцепов в России, отгрузки российских полуприцепов в 2023 году выросли на 44% и составили 21,4 тысячи штук. В то же время, поставки импортных полуприцепов на российский рынок за этот период увеличились на 125% в количественном выражении (до 12,7 тысяч единиц) и на 139% в денежном выражении (свыше 497 млн долларов). В числе лидеров по объемам поставок в Россию выделяются Турция, Германия, Польша и Китай.

По предварительным оценкам, доля внутреннего рынка новых автомобильных полуприцепов, произведенных отечественными производителями, снизилась с 79 до 72%. В январе 2024 года отгрузки российских производителей увеличились на 40%, достигнув 1,57 тысячи единиц, однако многие руководители предприятий считают этот рост инерционным. Многие в производственной отрасли склоняются к мнению, что в текущем году главная задача — предотвратить снижение выпуска и продаж по сравнению с результатами прошлого года. По самым оптимистичным прогнозам, рост к концу 2024 года может составить 5%.

Несколько основных причин таких прогнозов. В частности, значительно выросли цены на лизинг, а также наблюдается высокая база 2023 года. Производители также ожидают дальнейшего роста издержек производства, таких как металл, комплектующие, электроэнергия и логистика. Ключевая ставка Центрального Банка остается на высоком уровне.

В случае пессимистического сценария все упомянутые факторы могут привести к сокращению производства и отгрузок российских автомобильных полуприцепов.

Динамичное развитие российского прицепного машиностроения в прошлые годы стало возможным, в том числе благодаря введению утилизационного сбора. В результате этого механизма отечественные машиностроители уже сегодня способны полностью заместить иностранные автомобильные полуприцепы на внутреннем рынке по большинству позиций. У российских заводов есть все необходимые компетенции и мощности для этого.

Для реализации этого потенциала важно дальше развивать инструменты защиты российского рынка от импортной продукции, реализуемой по ценам, не соответствующим себестоимости. Важно, чтобы потребители продолжали иметь возможность приобретать российские полуприцепы на выгодных условиях. Необходимо сбалансировать условия конкуренции с иностранными компаниями и поддержать перевозчиков, которые столкнулись с ростом расходов на свою деятельность.

Требуется увеличить размер скидки по программе льготного лизинга до 20-30%, в зависимости от типа прицепной техники.

Особое внимание необходимо уделить вопросам выпуска, унификации компонентов с их последующей сертификацией, а также техническому регулированию и разработке государственных стандартов.

Необходимо создавать условия, при которых в России станет выгодно производить машины, станки и комплектующие.

Источник информации и фото : Пресс-служба Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциации «Росспецмаш»)

Источник