Комментарий эксперта
Обеспечение качества управленческих решений на сегодняшний день является одной из наиболее серьезных проблем, с которой сталкивается система государственного управления. В свою очередь, качество принимаемых решений напрямую зависит от уровня экспертно-аналитического обеспечения. Уровень НИР в сфере госуправления во многом определяется качеством, полнотой и доступностью данных. Сложившаяся практика сбора, обработки и публикации официальных данных зачастую делают процесс поиска нужной и актуальной отраслевой информации трудоёмкой задачей. Именно поэтому проекты, направленные на публикацию актуальной и исчерпывающей информации о направлениях, содержании и результативности работы государственных органов, значимы и в практико-прикладном, и в научном плане и будут востребованы экспертным и научным сообществом.
Морозова Галина Викторовна, доктор экономических наук, зав. кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.
Научное обеспечение разработки управленческих решений в сфере государственного управления является залогом их качества и реализуемости. Вместе с тем, как отмечают авторы ряда работ, сложившаяся в России практика научного обеспечения государственного управления по ряду причин не всегда позволяет на должном уровне обеспечить подготовку качественных управленческих решений (1, 2).
Научная и экспертно-аналитическая работа связана с необходимостью анализа значительных объемов материалов, в том числе данных официальной статистики и отчетов государственных органов. При этом процесс сбора и обработки такого рода данных часто оказывается довольно трудоёмкой задачей. Несмотря на то, что открытость и прозрачность деятельности органов власти провозглашены одним из приоритетов развития системы госуправления, решение этой задачи в большинстве случаев ограничивается формальными рамками. Большинство министерств и ведомств публикуют отчеты о своей деятельности в виде файлов для скачивания, при этом такие документы зачастую представляют собой отсканированные документы без возможности копирования или иной обработки содержимого. Другой проблемой являются существующие подходы к формированию и публикации данных официальной статистики. Подходы к сбору и публикации системы отраслевых показателей, применяющиеся, например, Федеральной службой государственной статистики, в существующем виде не в полной мере отражают объективную картину состояния отраслей экономики.
Именно поэтому практика регулярной публикации органами власти актуальных данных, относящихся к вопросам эффективности результативности реализации государственной политики, является необходимым условием повышения качества научного обеспечения процесса госуправления.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2017 году в рамках проекта «Открытый бюджет для граждан»(http://budget.minpromtorg.gov.ru/) был запущен раздел «Открытый бюджет для экспертов». Данный раздел предназначен, прежде всего, для тех пользователей, которые обладают определённым уровнем профессиональной подготовки и нуждаются в инструменте для получения актуальных данных о деятельности Минпромторга России.
Одним из ограничений многих аналогичных проектов является необходимость поиска нужной информации в больших массивах данных и невозможность первичной обработки и анализа данных для последующего скачивания и сохранения оффлайн. Сoвременные технoлогии позволяют решить эту проблему и упростить работу с данными для всех категорий пользователей – от простых обывателей до тех, кто занимается научной и экспертной работой.
Функциональные возможности портала «Открытый бюджет для граждан» Минпромторга России позволяют пользователям проводить первичную обработку опубликованных данных. Новый раздел портала, ориентированный на представителей экспертного сообщества, ученых и журналистов, предоставляет возможности по сортировке данных и их представлению в нужном пользователю формате.
Литература